Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.
В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.
В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.
Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.
И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».
В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.
Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.
И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.
3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».
Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой
-
«Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,
-
«Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),
-
«Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.
Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я – концепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его современниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.
Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.
В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – политического характера развития истории. Философ выделяет три вида истории:
- Философия и мировоззрение
- Исторические типы мировоззрения.
- Особенности, черты:
- Предмет философии
- Структура философии
- Функции философии
- Этапы развития философии
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия XIX-XX вв.
- Основной вопрос и основные направления философии
- Древневосточная философия: общая характеристика.
- Древнеиндийская философия
- Философия буддизма
- 2. Течения Буддизма:
- Глоссари
- Философия Китая
- Предыстория китайской философии (до VI века до н. Э.)
- Древняя китайская философия (VI—II вв. До н. Э.)
- Средневековый период китайской философии (II в. До н. Э. — X в. Н. Э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. Н. Э.)
- Жень - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
- Античная философия.
- Милетская школа
- Сочинения
- Наука Астрономия
- Геометрия
- Устройство космоса
- Глоссарий
- Анаксима́ндр Миле́тский
- Космология
- Астрономия и география
- Анаксиме́н Миле́тский
- Пифагор и пифагорейцы
- Элейская школа
- История
- Парадоксы
- Парадоксы множества.
- Стрела.
- Стадий.
- Значение Элейской школы
- Глоссарий
- Анаксагор
- Парменид
- Софисты
- Философия софистов
- Протагор (Protagoras, 480–411 до н.Э.)
- Горгий (ок. 483—373 до н. Э.)
- Значение деятельности софистов
- Глоссарий
- Платон(Аристокл).
- Биография.
- Учение о душе.
- Диалектика Платона.
- Значение философии Платона.
- Глоссарий.
- Аристотель.
- Эллинистическая школа
- 1.Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф)
- 2.Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
- 3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
- Эпикуреизм
- Антисфен
- Глоссарий:
- Диоген Синопский
- Скептицизм
- Секст эмпирик
- Стоици́зм
- Логика Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.
- Периодизация стоицизма
- Марк аврелий
- Неоплатонизм
- Филон Александрийский
- Глоссарий
- Философия Средневековья (VI-XIV в.)
- Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)
- Исламская философия
- Основные представители:
- Ибн Сина
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия.
- Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
- Мировая история, история познания
- 4. Объективный идеализм г. Гегеля
- 5. Антропологический материализм л. Фейербаха
- В атеистическо-антропологической теории л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
- Русская философия.
- 1.2.Небытие
- 1.3.Основные формы бытия:
- История возникновения материи
- 2.3. Основные свойства материи (атрибуты).
- Сознание.
- Основные подходы к проблеме сознания.
- Объяснение происхождения сознания.
- Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.
- Структура сознания.
- Познание.
- Два уровня познания.
- Проблема истины.
- Практика как критерий истины
- 1. «Закон единства и борьбы противоположностей»
- 2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»
- 3. «Закон отрицания отрицания»
- Форма и содержание.
- Философия истории
- Будущее
- Проблема человека в философии.
- Основные определения: