Задания для самоподготовки
1. В каком соотношении находились философия и наука в 17 веке?
2. Почему проблема метода познания становится одной из главных в философии Нового времени?
3. Какие философы Нового времени внесли значительный вклад в
развитие научного метода познания?
4. В чем суть экспериментального метода Г.Галилео, ставшего в результате научным методом познания?
5. Назовите причины возникновения научного естествознания в Новое время?
6. Почему в Новое время возникла и была обоснована учеными и философами механико-материалистическая картина мира?
7. Бэкон и Декарт: две методологии научного познания.
8. Антитеза: эмпиризма и рационализма.
9.Субъективный идеализм Дж.Беркли: аргументы и контраргументы.
10. Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Д.Юма.
11. Дуализм метафизики Декарта. Теория «врожденных идей».
12. Ф.Бэкону принадлежит учение об идолах и ложных понятиях, от
которых должно освободиться человеческое сознание для достижения истины. Что это за идолы, назовите их и раскройте недостатки.
13. В чем сущность индуктивного метода познания Ф.Бэкона?
14. Что у Р.Декарта означает выражение «Я мыслю, следовательно, существую»?
15. Назовите правила дедуктивного метода Р.Декарта.
16. Какие качества предметов были отнесены Дж.Локком к первичным?
17. Что означала знаменитая фраза И.Ньютона «Гипотез я не измышляю»?
18. Можно ли утверждать, что законы механики, открытые Ньютоном, стали основой классической научной картины мира?
19. Какое место по отношению к познаваемому миру (природе) занимал познающий субъект в классической науке?
20. Онтологическое учение Лейбница называют плюралистическим, почему?
21. Зачем Спинозе и Лейбницу потребовалось введение в природу «живого начала» в качестве пантеизма – растворения Бога в природе?
22. Имело ли место качественное развитие явлений и предметов в классической науке и философии Нового времени?
23. Существовало ли абсолютное время в классической науке?
24. Назовите основоположника теории «естественных прав и общественного договора», в чем сущность данной теории?
25. Кто из философов Нового времени обосновал идею разделения трех разновидностей государственной власти?
26. Можно ли утверждать, что в XVIIв. произошло продвижение представлений о сущности человека и общества вперед?
27. Как относились философы-просветители к религии?
28. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
29. Онтологические и гносеологические проблемы в философии французского Просвещения.
30. Философские и социально-политические взгляды Дж.Локка.
31. Теория «общественного договора» и общественно-правовой идеал эпохи Просвещения?
32. «Человек-машина», так называется работа Ж.Ламетри, обоснуйте, почему философ пришел к такому пониманию сущности человека?
33. Философские взгляды Д.Дидро.
34. Кто из французских философов обосновал идею географического детерминизма?
35. Обоснуйте мысли Ж.-Ж.Руссо о противоречии цивилизации и
природы, о преимуществах «естественной жизни» людей.
36. Можно ли утверждать, что философия французского Просвещения подготовила Французскую буржуазную революцию 1789-1794 гг.?
Упражнения и задачи
Обдумайте и сравните высказывания двух философов –
Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт:
«Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).
2. Ф.Бэкон и Р.Декарт занимались разработкой научного метода познания. Один из них в качестве такового предлагал индукцию, другой – дедукцию. В нижеприведенные отрывки из произведений философов вместо пропусков вставьте пропущенное название метода и определите, которому из мыслителей принадлежит данный отрывок:
- «… мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с нею»;
- «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или…Вдобавок следует заметить, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми,…же или чистый вывод одного из другого, хотя и может быть оставлена без внимания если она неочевидна, но никогда не может быть неверно произведена разумом, даже крайне малорассудительным».
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.