Понятие личности и сферы ее реализации.
Личность - это социальное качество индивида, она есть индивидуальная форма проявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, форма проявления, субъективное бытие человеческой сущности. Человек как личность есть результат социализации индивида в процессе индивид. развития. Другими словами человек не рождается личностью он ею становится. Свойства присущие Л. не являются врожденными, они определяются социальным образом жизни и самосознающего разума. Л. поэтому есть всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством Л. выступает мировоззрение. Ценности - для каждой личности индивидуальны, хотя существуют так же и общие ценности наложенные воспитанием, моралью и т.д. Таким образом, вне соц. условий одна только биологическая основа еще не делает человека личностью. Человек обретает личностные качества, приобщаясь к социальному опыту и ценностным ориентациям общества, в котором он живет. Существует два противоположных подхода к человеку как личности: монадный и плеядный. Монадный подход связан с признанием абсолютной приоритетности личности человека. Данный подход исходит из того, что ценность чел. личности выше любых ценностей – будь то ценности нации, класса. Плеядный подход исходит из агригирования или принижения прав личности, подчинения ее интересам соц. общности. Таким образом человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.
-
Содержание
- Фил. И ее взаимоотношение с наукой, религией, искусством, политикой
- Основной вопрос фил-и. Фил-я как история фил-и. Преемственность фил-х традиций.
- Натурфил-я Милетта и Элеатская античная традиция
- Учение Гераклита, Анаксагора, Демокрита
- Древнегреческая софистика, скептицизм. Учение Сократа.
- Классическая античная фил-я Платона и Аристотеля.
- Средневековые фил-я и мышление(реализм, номинализм, Фома Аквинский).
- Связь фил-и и науки Нового времени.
- Связь гносеологии и онтологии в Новое время.
- Эмперизм и скептецизм Нового времени(Бекон, Беркли, Юм).
- Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).
- Теоретическая фил-я Канта.
- Практическая фил-я Канта.
- Принцип наукоучения Фихте
- Метод и система фил-и Гегеля
- Учение Гегеля о духе
- Анропологический материализм Фейербаха
- Учение Маркса и Энгельса
- Зарубежная фил-я конца 19 – начала 20в.
- Русская фил-я 19-20в.
- Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы фил.
- Понятие диалектики и ее закономерности.
- Категории диалектики.
- Понятие материи, ее формы и способ существования.
- Понятие идеального. Сознание, самосознание, разум.
- Фил. О сушности человека и его свободе.
- Понятие субъекта, объекта, истины.
- Научное познание. Структура, критерии, метод.
- Современная научная картина мира.
- Философия и естествознание. Философия науки и техники.
- Происхождение человека и его сознания, многоуровневая природа человека.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Общество как саморазвивающаяся система, его структура.
- Общественное сознание, общественное бытие.
- Сущность и критерии общественного прогресса.
- Сущность, структура и функции государства.
- Понятие гражданского общества.
- Понятие личности и сферы ее реализации.
- Философия истории. Цивиллизационный и формационный подходы.
- Этика. Справедливость. Смысл жизни.
- Эстетика.
- Философия культуры.
- Диалог культур Восток – Запад.
- Религиозное мировоззрение и философия.
- Человек в информационно-техническом мире. Становление информационного общества.
- Мир как противоречивая система. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации.