Учение Гераклита, Анаксагора, Демокрита
Гераклит Эфесский – первооснова – огонь(образ становления, цикличности), все учения из афоризмов, все в мире состоит из противоречий, логос(сущ. вечно, все происходит согласно логосу): 1)слово; 2)мысль; 3)закон
Анаксагор выдвинул натурфилософское учение о неразрушимых элементах - гомеомериях, которые он мыслил бесконечными по качеству и количеству. Каждый из элементов также состоит из бесконечного количества более мелких частиц, части которых эквивалентны целому. Исходя из принципа "всё во всём", объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением качеств, рассыпанных по всем элементам. Движущим принципом мирового порядка является ум (нус), организующий элементы.
Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Он вводит понятие – атома. Атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из сферич. огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Боги – соединения круглых, огненных атомов. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость. Случайность в смысле беспричинности им отвергалась. Познание сводится к установлению причин происходящего. Лучше найти одно причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.
- Фил. И ее взаимоотношение с наукой, религией, искусством, политикой
- Основной вопрос фил-и. Фил-я как история фил-и. Преемственность фил-х традиций.
- Натурфил-я Милетта и Элеатская античная традиция
- Учение Гераклита, Анаксагора, Демокрита
- Древнегреческая софистика, скептицизм. Учение Сократа.
- Классическая античная фил-я Платона и Аристотеля.
- Средневековые фил-я и мышление(реализм, номинализм, Фома Аквинский).
- Связь фил-и и науки Нового времени.
- Связь гносеологии и онтологии в Новое время.
- Эмперизм и скептецизм Нового времени(Бекон, Беркли, Юм).
- Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).
- Теоретическая фил-я Канта.
- Практическая фил-я Канта.
- Принцип наукоучения Фихте
- Метод и система фил-и Гегеля
- Учение Гегеля о духе
- Анропологический материализм Фейербаха
- Учение Маркса и Энгельса
- Зарубежная фил-я конца 19 – начала 20в.
- Русская фил-я 19-20в.
- Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы фил.
- Понятие диалектики и ее закономерности.
- Категории диалектики.
- Понятие материи, ее формы и способ существования.
- Понятие идеального. Сознание, самосознание, разум.
- Фил. О сушности человека и его свободе.
- Понятие субъекта, объекта, истины.
- Научное познание. Структура, критерии, метод.
- Современная научная картина мира.
- Философия и естествознание. Философия науки и техники.
- Происхождение человека и его сознания, многоуровневая природа человека.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Общество как саморазвивающаяся система, его структура.
- Общественное сознание, общественное бытие.
- Сущность и критерии общественного прогресса.
- Сущность, структура и функции государства.
- Понятие гражданского общества.
- Понятие личности и сферы ее реализации.
- Философия истории. Цивиллизационный и формационный подходы.
- Этика. Справедливость. Смысл жизни.
- Эстетика.
- Философия культуры.
- Диалог культур Восток – Запад.
- Религиозное мировоззрение и философия.
- Человек в информационно-техническом мире. Становление информационного общества.
- Мир как противоречивая система. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации.