Древнегреческая софистика, скептицизм. Учение Сократа.
В 5 вднэ на смену полит. власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений (нар.собрания и суда), породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит. красноречия, умеющих убеждать. Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Софисты восставали против многих существовавших в то время учреждений, против всяких нравственных основ и обычаев, проповедовали крайний индивидуализм. Авторитеты ими низвергались и в народное сознание вносился элемент неверия и разложения. Известны процессы в кот. против софистов выдвигались обвинения в непочтении к богам и развращении молодежи. 10 софизмов(рогатый, брадобрей, кориск, отец, вор, лекарство, покрытый, неразрешимый спор, куча, лысый, лжец,5).
Скептицизм. (конц 4 в. до н.э.)Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В элленистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой.
Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомнению положения о действительности развития физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта философия отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.
Сократ собрал вокруг себя много учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксенофонт, Платон, Аристофан, а так же из работ Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Душа – хозяйка, госпожа тела и инстинктов. Свобода закл. в господстве души над телом. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего фил-ния человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Родоначальник диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Его метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями.
- Фил. И ее взаимоотношение с наукой, религией, искусством, политикой
- Основной вопрос фил-и. Фил-я как история фил-и. Преемственность фил-х традиций.
- Натурфил-я Милетта и Элеатская античная традиция
- Учение Гераклита, Анаксагора, Демокрита
- Древнегреческая софистика, скептицизм. Учение Сократа.
- Классическая античная фил-я Платона и Аристотеля.
- Средневековые фил-я и мышление(реализм, номинализм, Фома Аквинский).
- Связь фил-и и науки Нового времени.
- Связь гносеологии и онтологии в Новое время.
- Эмперизм и скептецизм Нового времени(Бекон, Беркли, Юм).
- Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).
- Теоретическая фил-я Канта.
- Практическая фил-я Канта.
- Принцип наукоучения Фихте
- Метод и система фил-и Гегеля
- Учение Гегеля о духе
- Анропологический материализм Фейербаха
- Учение Маркса и Энгельса
- Зарубежная фил-я конца 19 – начала 20в.
- Русская фил-я 19-20в.
- Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы фил.
- Понятие диалектики и ее закономерности.
- Категории диалектики.
- Понятие материи, ее формы и способ существования.
- Понятие идеального. Сознание, самосознание, разум.
- Фил. О сушности человека и его свободе.
- Понятие субъекта, объекта, истины.
- Научное познание. Структура, критерии, метод.
- Современная научная картина мира.
- Философия и естествознание. Философия науки и техники.
- Происхождение человека и его сознания, многоуровневая природа человека.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Общество как саморазвивающаяся система, его структура.
- Общественное сознание, общественное бытие.
- Сущность и критерии общественного прогресса.
- Сущность, структура и функции государства.
- Понятие гражданского общества.
- Понятие личности и сферы ее реализации.
- Философия истории. Цивиллизационный и формационный подходы.
- Этика. Справедливость. Смысл жизни.
- Эстетика.
- Философия культуры.
- Диалог культур Восток – Запад.
- Религиозное мировоззрение и философия.
- Человек в информационно-техническом мире. Становление информационного общества.
- Мир как противоречивая система. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации.