Основной вопрос фил-и. Фил-я как история фил-и. Преемственность фил-х традиций.
ОВФ – вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
ОВФ имеет две стороны: 1)что первично, что вторично
2)познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)
1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.
Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)
2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.
3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)
Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный – не зависящий от человеческого сознания.
Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.
2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.
К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)
Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)
-
Мир и человек. Философия древнего Востока.
В Китае процесс зарождения фил-и наз. «эпохой борющихся царств». Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы. В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ, олицетворяющих два взаимодополняющие начала(муж. и жен.).
Кун – цзы (551-479 до). Главным источником сведений о Конфуц. явл. лунь юй – записи высказываний и бесед Конф. Фил. Конф. пронизана этико-политич. мотивами. Первым разработал концепцию идеального чел-ка – не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравств. кач-в и культуры. Он должен обладать жень – гуманностью, человечностью, любовью к людям. Должен внимательно следить за своими поступками, эмоциями. Особое место занимает концепция сыновней почтительности. К. пропагандирует патриархальность. Чего не желаешь себе – того не делай другим. Страна – семья. Исходной точкой учения К. об иерархич. разделении была концепция чжа-мин – исправление имен, т.е. приведение вещей в соответствие с их назначением. Учиться и не размышлять – напрасно терять время. Учеба – не зубрежка а развитие творческих способностей.
Инд. ф-я мысль –древнейшая в мире. Её история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видимому, между 1-2 тыс. до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады). Осн.школы: буддизм, Ньяя, Йога, Вайшешика, джайнизм, Миманса, Веданта.
Буддизм. Сиддхартха Гаутама. В 35 лет в ходе 7ми недельн. медитации стал буддой. Выступал против 2х крайностей в действиях людей – безудержной погони за мирскими наслаждениями, и против аскетического умерщвления плоти и самоистязания. Осуждал преклонение перед авторитетами. Спасение доступно всем людям. Призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. Суть учения в 4х истинах: жизнь – страдание, причина страданий – страсти, желания, избавление от страданий- через избавление от желаний, выработка пути к нирване. Два рода бытия – сансара и нирвана. Сансара – колесо перевоплощений живых сущ-в. Нирвана – идеал. сост. отрешенности. Путь к нирване – праведные: знание, отношение, речь, поведение, занятие, усилие, сознание, самообладание. Достичь этого помогают ботхисатвы.
Задача мимансы – продолжить традиции вед, признают реальность мат. мира а также бессмертной души и богов но отрицают верховного бога – творителя). Веданта вырастает из положений последней части вед – упанишады. Воспитание и нравственность.
- Фил. И ее взаимоотношение с наукой, религией, искусством, политикой
- Основной вопрос фил-и. Фил-я как история фил-и. Преемственность фил-х традиций.
- Натурфил-я Милетта и Элеатская античная традиция
- Учение Гераклита, Анаксагора, Демокрита
- Древнегреческая софистика, скептицизм. Учение Сократа.
- Классическая античная фил-я Платона и Аристотеля.
- Средневековые фил-я и мышление(реализм, номинализм, Фома Аквинский).
- Связь фил-и и науки Нового времени.
- Связь гносеологии и онтологии в Новое время.
- Эмперизм и скептецизм Нового времени(Бекон, Беркли, Юм).
- Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).
- Теоретическая фил-я Канта.
- Практическая фил-я Канта.
- Принцип наукоучения Фихте
- Метод и система фил-и Гегеля
- Учение Гегеля о духе
- Анропологический материализм Фейербаха
- Учение Маркса и Энгельса
- Зарубежная фил-я конца 19 – начала 20в.
- Русская фил-я 19-20в.
- Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы фил.
- Понятие диалектики и ее закономерности.
- Категории диалектики.
- Понятие материи, ее формы и способ существования.
- Понятие идеального. Сознание, самосознание, разум.
- Фил. О сушности человека и его свободе.
- Понятие субъекта, объекта, истины.
- Научное познание. Структура, критерии, метод.
- Современная научная картина мира.
- Философия и естествознание. Философия науки и техники.
- Происхождение человека и его сознания, многоуровневая природа человека.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Общество как саморазвивающаяся система, его структура.
- Общественное сознание, общественное бытие.
- Сущность и критерии общественного прогресса.
- Сущность, структура и функции государства.
- Понятие гражданского общества.
- Понятие личности и сферы ее реализации.
- Философия истории. Цивиллизационный и формационный подходы.
- Этика. Справедливость. Смысл жизни.
- Эстетика.
- Философия культуры.
- Диалог культур Восток – Запад.
- Религиозное мировоззрение и философия.
- Человек в информационно-техническом мире. Становление информационного общества.
- Мир как противоречивая система. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации.