logo
Шпоры по философии5 / filossh / филос

Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Декарт - родоначальник рационализма. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно Я существую”.

Метод обнаружения истины явл-ся аналитич. и сводится к 4м требованиям: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования. Конечная цель знания – господство чел-ка над силами природы.

Мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Дедукция – рассуждения опирающиеся на достоверные исходные положения (аксиомы).

Лейбниц. Нет раздельного сущ-ния материи и пр-ва. Все пр-во заполнено материей. Но материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого – делима. Субстанция должна быть абсолютно простой. Монада – минимал. неделимая, неразрушимая единица субстанции. Каждая монада отлична и независима от всех прочих монад, но тем не менее связана с ними в общую гармоничную с-му. Поскольку бог – благ, то он всегда действует наилучшим образом. Т.е. все что происходит – к лучшему? Поэтому наш мир – лучший из сотворённых миров. Зло и дисгармония от злобы индивидуальных тварей. Бог не несет ответственности за зло. В мире господствует предопределение – все расписано в матрице монад. Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона диффер. и интегр. исчисление, изобрел счетную машину. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометр., но не физ. св-ва тел: их движение, действие , сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субст. такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ. хар-ки тел. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Теория познания – идеалистич. рационализм. Не разделяя взглядов Локка, что ум- чистая доска, отрицая чувств. опыт как источник всеобщности и необходимости знания, утверждал, что источником знания явл-ся разум. Выделял 2 типа истин: 1) истины разума, мы получаем их без опыта, например аксиомы, и 2) истины факта, получаем эмпирически. Считал идеалом – создание универсального языка (исчисления).

Спиноза. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, дополнил учением о свободе. С. учил, что сущ. лишь одна субстанция – природа-бог, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Бог и природа(понимаемая как субстанция) тождественны, т.к. бог бесконечен. То, что мы воспринимаем как мир сост. из множества созданий, в действит. является целостно и принадлежит богу или природе. Чел-к сущ-во в кот. модусу протяженности – телу соответствует модус мышления – душа. И по тому и по другому модусу – чел-к часть природы. С. свел всю сложность психич жизни к разуму и к страстям – аффектам. Чел-к должен научится управлять своими аффектами. Поведением чел-ка движет стремление к самосохран. и к выгоде. Возвысил знание интеллектуал. над чувственным. Цель религии не познании природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Ни религия ни гос-во не должны посягать на свободу мысли.