Русская фил-я 19-20в.
Хомяков (1804 – 1860). Герцен назвал Х. Рыцарем веры. Любовь к Шеллингу и святоотеческой традиции.
Главная проблема: роль и судьба церкви. Х. Отталкивается от размышлений Чаадаева о том, что церковь – действующая сила в истории. По Хомякову, церковь – не авторитет, а истина; она не может на земле жить земной жизнью, а живёт благодатной божественной жизнью.
Размышления о личности: отрицание индивидуалистического (западного) акцента. На личность воздействуют как свобода, так и необходимость отсюда трагедия, разрешение которой возможно только в церкви, где возможна подлинная свобода.
Размышления о характере познания: теория религиозного познания. Подлинное познание истины не доступно отдельному человеку, а вверено церкви коллективное познание истины, совокупное мышление тех, кто объединён любовью понятие религиозного разума (противопоставляется западному рационализму). Свобода в церкви не подменяется авторитетом. Истина открывается ненасильственно, а является как некий свет. Необходимо преодолеть влияние Запада, торжество индивидуального сознания; для истинного познания необходимо соборование многих идея ВСЕЕДИНСТВА (полн. развитие в фил Соловьёва).
Историческая концепция: естественная закономерность истории (спор с Чаадаевым) в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов. История движется свободно и необходимо, внутренней её силой является вера. Таким образом, в истории есть своя логика – это религиозное движение в глубинах народного духа.
Православие через Россию приведёт к перестройке всей культуры.
Герцен Александр Иванович (1812 – 1870) – незаконнорожденный сын помещика Яковлева чувство социальной ущербности. Учился в Московском ун-те на естественном факультете, занимался наукой, увлекался Шеллингом, Шиллером, образовал свой кружок. Переписка с Огарёвым Огарёв арестован, Герцен выслан на 6 лет – становится оппозиционером власти. Уезжает в Европу, становится свидетелем революции 1848 года во Франции; заражается социализмом, в основе которого воплощение идеала в действительности. «Былое и думы»
При этом Г. начинает более критически относится к Западу – это царство торжествующего мещанского духа, где главной фигурой оказывается средний класс. Таким образом, Г. жадно ищет опоры особое внимание к проблеме личности: человеку свойственны идеальные запросы духа, но они стоят в трагическом противоречии со слепой природой - в этом весь трагизм. Здесь мы видим идею Гегеля: цель личности – в служении абсолютному духу. По Г., история связывает природу и логику, определяет смысл самой природы; но с другой стороны движение истории определяют и деяния личности.
Г. очень сильно переживал мысль о родовой силе случайности. С одной стороны, в истории торжествует алогизм, но разумность в бытии тоже есть. Признание роли случайности разрушает религиозное чувство Г. влияние «Сущности христианства» Фейербаха.
Но акцент у Г. остаётся на личности. Дело в том, что человека в вихре случайностей спасает нравственная самобытность. Случайности можно противопоставить этическую ценность личности. «С человеком, идущим добровольно на смерть, нечего делать: он неисправимо человек». Параллель с экзистенциализмом: человек обречён на свободу и осуществляет её через выбор. Проблематика Г. сходна с проблематикой Шопенгауэра: он чувствует расхождение между реальным бытием и нравственной сферой = дуализм бытия и ценностей отсюда пессимизм.
Но от Гегеля Герцен идёт против Гегеля: да, история есть некое целое, но этот процесс загадочен, это слепой поток. История не имеет конечной цели.
- Фил. И ее взаимоотношение с наукой, религией, искусством, политикой
- Основной вопрос фил-и. Фил-я как история фил-и. Преемственность фил-х традиций.
- Натурфил-я Милетта и Элеатская античная традиция
- Учение Гераклита, Анаксагора, Демокрита
- Древнегреческая софистика, скептицизм. Учение Сократа.
- Классическая античная фил-я Платона и Аристотеля.
- Средневековые фил-я и мышление(реализм, номинализм, Фома Аквинский).
- Связь фил-и и науки Нового времени.
- Связь гносеологии и онтологии в Новое время.
- Эмперизм и скептецизм Нового времени(Бекон, Беркли, Юм).
- Рационализм Нового времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц).
- Теоретическая фил-я Канта.
- Практическая фил-я Канта.
- Принцип наукоучения Фихте
- Метод и система фил-и Гегеля
- Учение Гегеля о духе
- Анропологический материализм Фейербаха
- Учение Маркса и Энгельса
- Зарубежная фил-я конца 19 – начала 20в.
- Русская фил-я 19-20в.
- Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы фил.
- Понятие диалектики и ее закономерности.
- Категории диалектики.
- Понятие материи, ее формы и способ существования.
- Понятие идеального. Сознание, самосознание, разум.
- Фил. О сушности человека и его свободе.
- Понятие субъекта, объекта, истины.
- Научное познание. Структура, критерии, метод.
- Современная научная картина мира.
- Философия и естествознание. Философия науки и техники.
- Происхождение человека и его сознания, многоуровневая природа человека.
- Эмпирическое и теоретическое познание.
- Общество как саморазвивающаяся система, его структура.
- Общественное сознание, общественное бытие.
- Сущность и критерии общественного прогресса.
- Сущность, структура и функции государства.
- Понятие гражданского общества.
- Понятие личности и сферы ее реализации.
- Философия истории. Цивиллизационный и формационный подходы.
- Этика. Справедливость. Смысл жизни.
- Эстетика.
- Философия культуры.
- Диалог культур Восток – Запад.
- Религиозное мировоззрение и философия.
- Человек в информационно-техническом мире. Становление информационного общества.
- Мир как противоречивая система. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации.