Определение и функции науки
Двадцатый век – это эпоха бурного развития науки, начала научно-технической революции. Наука играет огромную роль в жизни современного общества, оказывая влияние на многие его стороны: экономику, политику, идеологию, на рост благосостояния, здоровье человека, его быт и духовную культуру.
Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного влияния на развитие общества, как наука. После второй мировой войны наука приобрела такое значение, что превратилась в одну из важных областей государственной деятельности. Она выступает в виде фактора, определяющего престиж, а также военное и экономическое могущество страны. Это обусловлено тем, что научные открытия находят широкое применение в военном и промышленном производстве. Вопросы науки (её структура, закономерности развития, социокультурная детерминация, роль в обществе, методы и формы научного познания) становятся предметом философского анализа. Формируется специальная дисциплина – философия науки, которая изучает закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки является: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общие вопросы управления наукой, научно-технической политики.
Центральной проблемой философии науки является проблема роста научного знания. Философия науки изучает общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социо-культурном контексте.
В самостоятельное направление философии науки сформировалась во второй половине XIX века в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира.
В литературе по науковедению существуют различные определения науки. Это связано с тем, что наука – сложный, многогранный феномен. Разные определения науки подчёркивают отдельные аспекты этого феномена.
Наука – форма деятельности людей, направленная на получение и применение новых знаний о действительности и о самом познании с целью открытия объективных законов. Наука представляет собой явление духовной жизни общества, форму отражения в сознании внешнего мира. Познавательная функция у науки является главной, основной в отличие от других форм духовной культуры, таких как философия, искусство, религия. Полученное знание постепенно накапливается, аккумулируется, образуя развивающуюся систему. Все элементы этой системы изменяются со временем, меняется их структура, взаимосвязь.
В зависимости от того, какая сторона действительности или какая форма движения материи изучается, наука разделяется на отдельные отрасли знания. В науковедении используются различные принципы классификации наук. В самом общем виде науки подразделяются по предмету и методу познания на естественные (науки о природе), общественные (науки об обществе), философские (науки о наиболее общих законах природы, общества и познания). В свою очередь естественные науки подразделяются по предмету изучения на физику, механику, химию, биологию, геологию и другие, каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин.
Отдельную группу составляют технические науки. Научно-техническая деятельность направлена на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
По степени общности и удалённости от практики науки делятся на две большие группы: фундаментальные, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природы, и прикладные, ориентированные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Наука – система постоянно обогащающегося знания о мире, развивающегося на основе общественно-исторической практики. В этом аспекте подчёркивается результат научной деятельности в форме фактов, проблем, законов, теорий.
В дальнейшем нас будут интересовать именно эти стороны науки.
Наука – особого рода социальный институт, в котором заняты миллионы людей. Это ряд научных учреждений: научно-исследовательских институтов, академий, учебных заведений, конструкторских бюро, осуществляющих научные исследования. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций. Наука как социальный институт сформировалась только в Новое время. Занятие наукой в XVII веке стало самостоятельной сферой человеческой деятельности, стало профессией. Очень актуальна проблема государственного регулирования науки, применения ее достижений в производстве. Наука зависит от общества, она выявляет «социальный заказ». Каждое общество имеет науку, соответствующую его уровню развития.
Наука – непосредственная производительная сила. Она значительно влияет на орудия и средства труда и самого человека, увеличивая его власть над природой. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу начался в середине XIX столетия и получил развитие в XX веке. Сейчас производство все более становится полем применения научных достижений, практического использования научных знаний. Реализоваться наука как непосредственная производительная сила сможет в высокопроизводительном автоматизированном производстве, когда физические и умственные функции человека будут в основном переданы техническим средствам, созданным на основе достижений науки.
Функции науки многообразны. Выделяют культурно-мировоззренческую, познавательную и практическую функции. Наука направлена на выяснение законов окружающего нас мира: природы, общества, мышления. Эти законы и научные представления становятся составной частью культуры общества, входят в мировоззрение людей. Знания – это наиболее подвижный, изменяющийся компонент миропонимания. Огромное значение в этом отношении имело возникновение и утверждение гелиоцентрической системы Коперника. Оно послужило поводом для столкновения науки с теологией, которая в те времена занимала господствующие позиции в формировании мировоззрения людей. Теологическая картина мира основывалась на геоцентризме, что послужило острому конфликту между нарождавшейся наукой и теологией. Коперниканской революцией наука впервые заявила о своих претензиях на формирование важнейших мировоззренческих вопросов. Большую роль в этом отношении сыграла и эволюционная теория Дарвина. И по мере новых открытий в науке – электричество, микромир, история человечества, кибернетика – мировоззрение людей значительно изменялось в соответствии с изменением научной картины мира. В настоящее время основные достижения науки составляют важный элемент общего образования и фундамент мировоззрения. Без понимания сути современных достижений науки не может быть всесторонне развитой, творческой и свободной личности. Она формируется в интеллектуальной атмосфере, созданной в том числе и наукой.
Познавательная функция науки включает объяснительную и предсказательную функции. Знание законов позволяет понять, объяснить изучаемые объекты и предвидеть новые явления. Объяснительная функция науки
реализуется как выяснение причины изучаемого процесса, его функций, состава или структуры. Важна и предсказательная функция науки. Не случайно О. Конт отмечал: «Знать, чтобы предвидеть». Зная законы состава, структуры или развития объекта, мы можем предвидеть его свойства, наступление тех или иных событий. Так, определив место элемента в периодической системе элементов, Д. И. Менделеев предсказал свойства не открытых ещё элементов. Предвидение даёт возможность контролировать процессы и управлять ими. Смысл науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы действовать.
Практическая функция науки состоит в применении познанных законов в деятельности человека, увеличении его возможностей по преобразованию природы и общества. Научное знание необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Известный афоризм Ф. Бэкона «Знание – сила» полностью подтвердился в истории общества. Человек поставил себе на службу энергию рек и атома, осуществляет полёты в космос. Повышение продуктивности сельского хозяйства, успехи медицины, повышение материального благосостояния обеспечены во многом научно-техническим прогрессом. Научные знания порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорт, даже новые сферы человеческой деятельности. Ученые выступают в роли экспертов при подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных, политических программ, управленческих решений.
Очень важны функции науки в решении глобальных проблем современности. Одной из них является экологическая проблема. Бурный научно-технический прогресс в развитых странах ведет к истощению природных ресурсов планеты, растущему загрязнению воздуха, воды, почвы, исчезновению многих видов растений и животных. Ученые предупреждали о надвигающейся опасности, привлекали к этой теме внимание общественности, хозяйственных руководителей и государственных деятелей. Наука не только объясняет причины возникновения экологической опасности, она также ведет поиск путей и средств для ее решения.
- Глава 1________________________________________________________ Наука как социальный феномен
- Познание и его формы
- Определение и функции науки
- Нормы и ценности науки
- Социальная ответственность ученого, сциентизм и антисциентизм
- Глава 2___________________________________________________________ Наука и философия
- Основа и условия взаимосвязи науки и философии
- Философия как мировоззренческая основа науки
- Методологическая функция философии
- Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме
- Глава 3_______________________________________________________ История науки
- Глава 4 ________________
- Глава 5_________________________________________________________ Методология научного познания
- Глава 6_____________________________________________