Познание и его формы
Человек постигает окружающий мир, овладевает им различными способами. Среди них можно выделить два основных: материально-технический (производство средств к жизни, трудовая деятельность) и духовный, в том числе познавательный. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, вместе с ним оно прошло определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных формах.
Обыденно-практическое познание существовало уже на ранних этапах истории. Оно поставляло элементарные сведения о природе, животных, особенно являющихся предметом охоты, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях. Основой этого познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят хаотичный, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения личного опыта, закрепленные в традициях, преданиях, назиданиях, интуитивные убеждения. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, делает это стихийно, неосознанно и бездоказательно.
Игровое познание – одна из исторически первых форм познания. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры: спортивные игры, деловые игры, игры актеров. Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения. Игровое познание носит обучающее-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических
проблем. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.
Мифологическое познание играло важную роль на начальном этапе истории человечества. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.
Мифологическому мышлению свойственны его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, вещи и слова, происхождения и сущности явлений. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении.
В последнее время было выяснено, что мифологическое мышление не просто игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Происходит ремифологизация – обнаружение действительной значимости мифа в социальном бытии и познании и возвращение его во все области культуры, где миф выступает ее существенной стороной. «Бум мифологизма» переживает литература, миф является неотъемлемой составной частью любой идеологии, мифы охватывают все сферы жизни: правосудие, политику, мораль, эстетику, домашнее хозяйство. По мнению П. Фейерабенда, достижения мифа несравненно более значительны чем научные: изобретатели мифа положили начало культуре, которая потом только изменялась.
Художественно-образная форма познания зародилась уже в рамках мифологии. В дальнейшем она получила наиболее развитое выражение в искусстве. Художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства чрезвычайно важна. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (литература, живопись, музыка и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его. В структуру любого произведения искусства включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах и мыслях.
Религиозное познание является одной из древних форм познания. Оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками, являются, например, Библия и Коран. Однако религия не производит знание в систематической, а тем более теоретической форме. Она не ставит задачу получения объективного знания, носящего всеобщий, целостный и доказательный характер.
Философское познание – это важная сторона духовно-практического освоения мира. Это выявление смысложизненных, ценностных проблем существования человека. Философское знание – это знание о месте и роли человека в мире.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, который не может быть понят обыденным сознанием. Философское познание направлено на выяснение сущности процессов, внутренней их природы. Философия, так же как и наука, опирается на опыт, но на опыт человечества, опыт истории. Человеческая история есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальности. Познавая человеческую историю, осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, сознании, философия тем самым познавала всеобщее, всеобщую мощь Универсума.
Усиливается интерес к проблеме иррационального, что лежит за пределами разума и недоступно постижению известными рациональными средствами. Укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе отражает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального – одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувеличивать, как это делают сторонники иррационализма.
Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфического способа духовного освоения действительности. Но если в других формах деятельности познавательный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны. Поэтому важно выделить те особенности, которые характеризуют научное познание и отличают его от обыденного.
Научное познание возникло в русле и на основе обыденного познания, а затем отпочковалось от него, стало автономным. По мере своего развития наука все больше оказывает обратное влияние на обыденное познание.
Отличие научного познания от обыденного:
объекты познания науки не сводятся к объектам повседневного опыта. В повседневном опыте мы не имеем дела с атомами, молекулами, световыми годами, мнимыми числами. Нередко наука нацелена на изучение таких объектов, которые могут быть освоены практически только в будущем или существуют только в сознании – идеальные объекты;
особенности объектов науки требуют для их изучения специальной приборной базы. Это инструменты, измерительные средства типа микроскопа, радиотелескопа, синхрофазотрона;
естественного языка для описания научных объектов недостаточно. Понятия естественного языка обыденного познания нечетки и многозначны. Поэтому, хотя наука и использует естественный язык, она, создавая новые понятия, стремится к строгому, однозначному их определению. Со временем многие научные термины прочно входят в повседневный язык, например, «электричество», «холодильник», «компьютер»;
применение специальных методов исследования (например, диалектического, системного, аксиоматического, идеализации, формализации). В обыденном познании приемы и методы не осознаются субъектом в качестве специфического метода познания и не являются предметом изучения. В науке изучение объектов, выявление их свойств всегда сопровождается осознанием методов, посредством которых исследуются объекты.Наряду со знанием об объектах наука формирует знание о методах научной деятельности. Эти методы не гарантируют достижение истины, но они в значительной мере облегчают ее поиски, делают их более систематичными и целенаправленными;
наука представляет собой единую систему фактов, закономерностей, гипотез, теорий, имеющих определённую обоснованность. Их достоверность не может быть обоснована только применением на практике и обыденным опытом. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Обыденное знание обычно опирается на здравый смысл, оно несистематично и слабо обосновано;
интерсубъективность, устранение субъективистских моментов в научном знании. Научное знание выступает как обобщённое, абстрактное знание, отражающее сущность объекта. Обыденное знание зависит от субъекта, носителя этого знания;
необходимость особой подготовки субъекта, занимающегося наукой, овладения им наряду с приемами и методами также определенной системой ценностных ориентаций и целевых установок. В качестве одной из основных установок деятельности ученый ориентируется на поиск объективной истины, воспринимая последнюю как высшую ценность науки. Важную роль играет установка на постоянный рост знаний, получение нового знания, его обоснования и проверки. Создаётся специальная школа подготовки научных кадров – ученых-специалистов. В процессе этой подготовки будущие специалисты должны усвоить специальные знания, приемы и методы научной работы, основные ценности и нормы науки. Обыденное знание приобретается в повседневной жизни каждым субъектом, оно подчинено решению непосредственных практических задач, приобретается автоматически, в процессе социализации индивида.
- Глава 1________________________________________________________ Наука как социальный феномен
- Познание и его формы
- Определение и функции науки
- Нормы и ценности науки
- Социальная ответственность ученого, сциентизм и антисциентизм
- Глава 2___________________________________________________________ Наука и философия
- Основа и условия взаимосвязи науки и философии
- Философия как мировоззренческая основа науки
- Методологическая функция философии
- Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме
- Глава 3_______________________________________________________ История науки
- Глава 4 ________________
- Глава 5_________________________________________________________ Методология научного познания
- Глава 6_____________________________________________