logo
filosofia_Nazarov_Uchebnik

Философия как мировоззренческая основа науки

Философия является определенной системой знания наиболее общих вопросов бытия и сознания. Она дает ученым цельный и общий взгляд на природу, общество и сознание людей, выступая в виде системы взглядов и представлений о мире. Формирование обобщенных идей и представлений с самого начала входило в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Сочинения древних философов так и назывались: «О Вселенной», «О природе вещей». В античности и древности, как правило, философ был и ученым. Эта тенденция продолжалась и в более позднее время. Так, философия и физика неразделимо переплетались в деятельности Галилея, Декарта, Ньютона, Планка, Эйнштейна.

На первых порах материал для обобщения философская мысль черпала из разных вненаучных и донаучных, в том числе обыденных, форм опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение об атомистическом строении всего сущего опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части, растворение веществ в жидкостях, пытливые наблюдения пылинок в световом луче. Был привлечен и имевшийся в то время математический опыт делимости отрезков. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения различных форм опыта, знаний вместе с силой теоретической мысли способствовало формированию общей концепции атомистики. Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского

_______

1 Зубков И.Ф. Философские проблемы геологии. М, 1988. С 47.

освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

Коренными вопросами мировоззрения являются: что собой представляет окружающий мир, существует ли он вечно или возник тем или иным способом, что такое сознание, какое место человека в мире и т.п.

Разные философские системы создают различные концепции, отвечая на эти общие вопросы. Например, диалектический материализм утверждает, что первична материя, что она находится в движении, которое осуществляется во времени и пространстве. Процессы в мире происходят объективно, вне человека и его сознания, они не зависят ни от Бога, ни от наших ощущений. Источник движения материализм усматривает в самой материи, а не в сверхъестественных силах. Кроме того, он видит в природе и обществе универсальную связь явлений, непрестанное движение, изменение и развитие во всех областях, бесконечное многообразие форм материн и ее неисчерпаемость.

Создавая общую картину мира и выясняя его общие законы, философия заранее как бы ориентирует ученого в его исследовании отдельных свойств материи, указывая путь получения адекватного знания материального мира. Тем самым философия способствует правильной постановке проблем. Ученые, изучающие конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его строения, общих закономерностях. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. Общемировоззренческие основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Является она положительным, полезным явлением или ее достижения увеличивают бедствия людей? Наука не самодостаточна, не автономна, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

Почему именно диалектико-материалистическое мировоззрение является научным? Ответ состоит в том, что это учение отражает действительность, соответствует объективной диалектике процессов внешнего мира. Ибо, как показывает наука, все явления в мире происходят диалектически. Современная научная картина мира полностью диалектична. Физика, например, освободилась от метафизического представления об извечно существующих простых частицах материи. Выяснилось, что элементарные частицы испытывают многообразные превращения, установлен прерывисто-непрерывный характер структурных форм материи-вещества и поля.

Идеализм на место реальных, естественных связей объектов ставит вымышленные, сверхъестественные. Он не опирается на факты науки, тенденциозно истолковывает ее теории. Так, в биологии идея божественного творения и витализм не давали и не могли дать научного представления о принципе эволюции в органическом мире. И только учение Дарвина об естественном отборе – его эволюционная теория – дало материалистическое решение вопроса о происхождении и сущности живой природы и целесообразности ее форм. Идеалистические воззрения на психическую деятельность как на проявление функции души удерживали изучение психики на донаучном уровне. Напротив, материализм, считающий психику функцией мозга, отражением действительности, направлял и направляет усилия исследователей на подлинно научный анализ психических явлений с точки зрения их причинной обусловленности.

Мировоззренческая роль философии не сводится к признанию или отрицанию материальности мира. Важнейшее значение имеет и признание объективного смысла всех умственных построений, всех научных теорий. Диалектический материализм рассматривает знание как отражение внешнего мира, оно зависит от него и соответствует ему. Идеализм считает, что содержание наших знаний есть лишь произвольные конструкции ума, независимые от «тирании внешнего мира». Наши знания, считают идеалисты, определяются сознанием человека, они субъективны, истинность их определяется соображениями удобства, экономии мышления, согласием ученых или мнением большинства людей.

Отрицание объективной истинности познания так или иначе выступает тормозом в развитии науки. Например, известные ученые Э. Мах и В. Оствальд не признавали реальности атомов, они считали, что существование последних принимается учеными ради удобства, и они существуют только в сознании. Оствальд утверждал, что объяснять химические явления атомами так же глупо, как объяснять действие паровоза тем, что там спрятана лошадь. Мах полагал, что признание существования электронов «составляет почтенный шабаш ведьм». Таков логический исход ложно направленной мысли. «Предубеждение этих ученых против атомной теории, -писал Эйнштейн, – можно, несомненно, отнести за счет их позитивистской философской установки. Это интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и тонкой интуицией»1.

История науки дает много примеров того, как исследователи под влиянием идеалистической философии не могли овладеть фактами, дать им правильное истолкование или оказывались не в состоянии довести до конца начатую работу.

В качестве примера можно привести историю создания специальной

_____________

1 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 149.

теории относительности. Ее открытию способствовали работы трех ученых: выдающегося ученого французского математика и физика А. Пуанкаре, известного физика Г. Лоренца и служащего патентного бюро из Швейцарии А. Эйнштейна. Пуанкаре близко подошел к созданию теории относительности, но как показал Луи де Бройль, из-за идеалистических представлений о сущности физических теорий не смог дать обобщающей формулировки. Рассматривая физическую теорию как чисто условное соглашение, он считал, что для объяснения любого явления можно построить большое число равноправных теорий. Какая из этих теорий должна быть принята, определяется, по его мнению, не тем, насколько она правильно и глубоко отражает

действительность, а лишь соображениями удобства. Де Бройль считает, что

этот «неоправданный скептицизм по от­ношению к научным теориям» помешал Пуанкаре открыть замечательную доктрину относительности, которая внезапно осенила ум более молодого и менее скептического 25-летнего Альберта Эйнштейна, знания которого ни в коей мере не сравнимы со знаниями Пуанкаре. Лоренц же придерживал­ся классической картины мира и не мог порвать с традициями физики.

В целом ненаучное мировоззрение выдвигает следующие препятствия процессу познания: невозможность совершения данным исследователем определенных открытий или изобретений, поскольку это противоречит исходным теоретическим и методологическим предпосылкам; выбор неверного, бесперспективного направления исследования; неправильная интерпретация достигнутых результатов; неправомерная экстраполяция открытых закономерностей и чрезмерно узкая трактовка и робкие выводы; необъективность восприятия и оценки исследований, совершенных други­ми учеными. Любое великое научное открытие, составляющее эпоху в развитии знания, неизбежно приобретает мировоззренческое значение, однако оно по-разному воздействует на различные философские течения. Если материализм творчески усваивает достижения науки, включая их в обобщенном виде в разрабатываемую им картину мира, и определяет тенденции и пути развития науки, то идеализм зачастую использует трудности познания. Революция в естествознании на рубеже XIX и XX веков по-разному повлияла на метафизический материализм, диалектический материализм и различные школы идеализма. Метафизический материализм потерпел крушение, идеализм пришел к отрицанию научного мировоззрения вообще, диалектический материализм увидел в новой физике углубление нашего познания объективного мира.

Таким образом, философия выполняет важную мировоззренческую функцию, она придает человеку веру в могущество разума, вооружает знанием законов развития мира.