logo
filosofia_Nazarov_Uchebnik

Нормы и ценности науки

Наука представляет собой определённый социальный институт и как таковая формирует систему норм и ценностей. Поэтому людям, вступающим в контакт в рамках социального института, нет надобности договариваться об условиях взаимодействия. Нормы очерчивают круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в данном социальном институте.

Более высокий и более обобщённый уровень регуляции поведения людей – уровень ценностей, на котором определяется, что является должным, во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют, какое благо проистекает от данного социального института. Очень часто нормы, а тем более ценности, не получают письменного оформления и за­крепления. На индивидуальном уровне эта упорядоченная система норм и ценностей реализуется благодаря организованности мотивов, которые по­буждают человека действовать так, как это предписывается нормативными ожиданиями. Наука располагает обширным набором позитивных и нега­тивных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается откло­няющееся от нормы поведение.

Главной позитивной санкцией является признание коллег, как современников, так и особенно учёных последующих поколений. Это признание выражается по-разному – от цитирования в научной статье до увенчания престижной научной премией, например Нобелевской, и даже увековечевания имени учёного в названии закона или теории: закон механики Ньютона, теория относительности Эйнштейна.

Тех учёных, которые допускают отклонение от принятых в науке норм, ожидают негативные санкции вплоть до самых жёстких – игнорирование всеми коллегами того, что делает данный учёный, так что он по сути дела оказывается вне науки.

Нормативно-ценностная система объединяет отдельных учёных в научное сообщество, консолидирует их. Важный показатель деятельности учёного – это признание коллег. Оценкой признания является цитирование учёного А в статье учёного В. Чем больше случаев цитирования учёного А, тем выше уровень его признания, тем выше его рейтинг. У этого учёного больше вероятности того, что его заявка выиграет конкурс, и его работы будут финансироваться. Ведь основной вид финансирования в современной науке – это гранты, выделяемые на конкурсной основе.

Нормативно-ценностная система научного сообщества не только допускает, но и стимулирует конкуренцию между учёными, обеспечивая тем самым прогресс научного познания. Вместе с тем эта система устанавлива­ет и правила конкурентной борьбы, обеспечивая консолидацию научного сообщества.

Конкурируя с коллегами в борьбе за признание, каждый учёный реализует свой индивидуальный интерес. Возможность реализации этого интереса только в условиях научного сообщества побуждает учёного относиться с уважением к коллегам, признавать вклад в науку каждого из них и поддерживать климат взаимного доверия.

Ценностно-нормативная система научного сообщества выполняет двоякую функцию. Во-первых, она обеспечивает согласование мотивов, интересов и целей всех тех, кто входит в научное сообщество – это функция интеграции сообщества. Во-вторых, она позволяет сообществу выступать в качестве единого целого во взаимодействиях социального института науки с другими национальными институтами, с государством и обществом. Осуществление этой функции необходимо для того, чтобы наука могла получать от общества потребные ей финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Внутри науки распределение этих ресурсов порождает немалые социальные проблемы, поскольку каждое дисциплинарное сообщество, отстаивая собственные интересы, естественным образом стремится получить большую долю ресурсов. Однако перед внешним окружением, каковым для науки является общество, научное сообщество должно выступать как интегрированное целое, демонстрируя не только те практически важные эффекты, которые могут дать отдельные сферы науки, но и ценность науки как таковой. А это зависит от того, насколько сплоченным является научное сообщество в целом и в какой мере оно способно осознавать, выражать и защищать свои специфические интересы. Это особенно актуально для российской науки, которая переживает период трансформации.

Новое знание порождается человеком, оно всегда соразмерно человеку, человеческим способностям и возможностям. Но человеческие характеристики научного по­знания выражаются не только в том, что оно осуществляется человеком, но и в том, что оно осуществляется для человека.

Доступное для человеческого восприятия и понимания исследование не будет считаться завершенным, если его результат не доложен на научном симпозиуме или не опубликован в научном журнале. Делая достигнутый результат достоянием научного сообщества, учёный отчуждает его от себя, а коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом для его критической оценки, чтобы на его основе осуществлять новые исследования, излагать его в учебнике, применять на практике.

Научная познавательная деятельность, как и любая другая, подлежит ценностным и моральным оценкам. В нормах научной этики находят своё воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и за­преты, такие, например, как «не лги», «не укради», приспособленные к на­учной деятельности. «Не лги» означает в науке объективную информа­цию об исследовании объекта, результаты наблюдения или эксперимента нельзя искажать (фальсифицировать); «не укради» означает запрет на присвоение научных идей, результатов, полученных кем-то другим, на плагиат.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки, ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Известное изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» говорит о том, что стремление к истине для ученого важнее, чем симпатии и антипатии или какие-либо привходящие обстоятельства. История науки с благодарностью чтит имена подвижников, таких как Джордано Бруно, которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.

Другим требованием этики выступает новизна результатов исследования. Учёный должен хорошо знать то, что сделано и делается в его области науки, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег

он опирается, что внесено им самим. Кроме того, учёный должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты.

Таким образом, полученные новые знания должны быть истинными, логически или экспериментально обоснованными.

Американский социолог науки Р. Мертон выделил комплекс ценностей и норм, являющихся обязательными для человека науки:

универсализм. Изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, что результаты маститого учёного должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги;

общность. Научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, учёный не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами;

бескорыстность. Первичным стимулом деятельности учёного дол- жен являться поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевание славы, получение денежного вознаграждения, награды и т. д.). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования;

организованный скептицизм. Каждый учёный несёт ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. В науке нельзя слепо доверять авторитету предшественников, сколь бы высоким он не был. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к результатам их деятельности. Учёный должен не только настойчиво отстаивать свои убеждения, используя все аргументы и доказательства, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности учёного: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения.