logo
filosofia_Nazarov_Uchebnik

Глава 6_____________________________________________

Роль науки и техники в развитии общества

Взаимоотношение науки и техни­ки в историческом процессе. Современная научно-техническая революция. Научно-технический про­гресс и развитие общества.

Взаимоотношение науки и техники в историческом процессе

Современная наука тесно связана с техникой. Техника является такой же древней, как и само человечество, она так или иначе попадала в поле зрения философов, но философские проблемы техники возникли лишь в XX столетии. Только в XX ве­ке проблемы техники, её развития, места в обществе и значения для будущего чело­веческой цивилизации становятся предметом систематического изучения.

Она изучается различными дисциплинами, как техническими, так ес­тественными и общественными, как общими, так и частными. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с порази­тельной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Технические науки изучают отдельные аспекты, определённые виды тех­ники. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на при­роду и использованием техники в экспериментах также исследуют вопро­сы техники со своей точки зрения. В силу проникновения техники практи­чески во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специально­му анализу технического развития.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропо­ниманием. Так, колесо было великим изобретением, но весьма вероятно, что оно было посвящено богам. Наука древнего мира была ещё не дисцип­линарной и не отделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в само­стоятельную сферу человеческой деятельности.

Античная наука была комплексной по своему стремлению макси­мально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого фило­софски предмета научного исследования. Специализация ещё только начиналась, и не принимала организованных форм дисциплинарности. В античности понятие «тэхнэ» включало технику, техническое знание и искусство, но не включало теорию. Наука и техника рассматрива­лись как принципиально различные виды деятельности.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со вре­менем изменялось лишь незначительно. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. В эту эпоху сформировался идеал энциклопедически развитой личности учёного и ин­женера, равным образом хорошо знающего и умеющего в самых различ­ных областях науки и техники.

В науке Нового времени наблюдается иная тенденция – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одно­временно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретиче­скими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, тех­ники. Именно этот идеал привёл в конечном итоге к дисциплинарной ор­ганизации науки и техники. В социальном плане это было связано со ста­новлением профессии учёного и инженера, повышением их статуса в об­ществе. Специализация и профессионализация науки и техники с одновре­менной технизацией науки и сциентификацией техники породили множе­ство научных и технических дисциплин. Произошло становление специ­ально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Таким образом, в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического дей­ствия, но первоначально они опираются не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецепту­ры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению. В Новое время возникает необходимость подготовки инженеров в специальных школах, через систему профессионального образования.

До XIX века наука и техника развиваются как бы по независимым траекториям. Даже лучшие учебники по инженерному делу в XVIII веке были в основном описательными, математические расчёты встречаются в них крайне редко. А творцы технических новшеств, заложивших основу промышленной революции XVIII - начала XIX веков, не были связаны с научным сообществом. Ни создатель прядильной машины Р. Аркрайт, ни создатель теплового двигателя Т. Ньюкомен, ни создатель паровой маши­ны Дж. Уатт не относили себя к учёным.

Одной из первых попыток создания научной технической литературы стали учебники по прикладной механике. Следующая ступень рациональ­ного обобщения техники находит своё выражение в появлении техниче­ских наук. Происходит теоретическое обобщение отдельных областей тех­нического знания в целях научного образования инженеров при ориентации на естественнонаучную картину мира Техника стала научной, возникают технические науки.

Технические науки, которые формировались прежде всего в качестве приложения различных областей естествознания к определённым классам инженерных задач, в середине XX века образовали особый класс научных дисциплин, отличающих от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организа­цией.

Наконец, высшую на сегодня ступень рационального обобщения в технике представляет собой системотехника как попытка комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и техниче­ских наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гумани­тарное образование инженеров, т. е. при ориентации на системную картину мира.

Инженер-системотехник должен сочетать в себе талант учёного, кон­структора и менеджера, уметь объединять специалистов различного про­филя для совместной работы. Большое место в подготовке инженера-системотехника занимают системные и кибернетические дисциплины.

Таким образом, история техники может быть подразделена на три ос­новных этапа:

По вопросу взаимоотношения науки и техники можно выделить четыре основных точки зрения. Первая их них отдает определяющую роль науке, технику рассматривает как прикладную науку. Согласно этой точке зре­ния, наука – это производство знания, а техника – его применение.

Другая точка зрения трактует науку и технику как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда тех­ника использует научные результаты для своих целей, иногда наука ис­пользует технические устройства для решения своих проблем.

Третья точка зрения утверждает ведущую роль техники, под влиянием потребностей которой развивалась наука. Например мельница, часы, насосы, паровой двигатель создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникли позднее и представляли собой теоретическое ос­мысление действия технических устройств. Так, открытия Галилея и Торичелли были тесно связаны с практикой инженеров, строивших водяные насосы. И действительно, прогресс науки зависит в значительной степени от изобретения соответствующих научных инструментов. Причем многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания, например телескоп и микроскоп, а также можно утверждать, что без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Наука пользуется техникой, т.е. инструментами и приборами, но это не означает, что развитие науки определяется совершенствованием техники.

Четвертая точка зрения утверждает, что техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни.

Все эти представления подчеркивают разные стороны взаимоотношений науки и техники, являясь частично верными. В действительности вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но с начала ХХ века это становится систематическим.

Чтобы разобраться в вопросах взаимоотношения науки и техники, на­до рассматривать их исторически, в развитии.

На разных этапах развития общества наука и техника взаимодейство­вали неодинаково. В докапиталистическом обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта и умелости мастера. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея представления о сущности тех физических и химических процес­сов, которые происходят в металлургическом процессе. Знания передава­лись в форме рецептов, причем они не обосновывались. Это знание доста­лось от предков, которые считали, что получили его от богов. Науки как знания об объ­ективном природном процессе в традиционном обществе не было. Человек просто повторял ряд действий, унаследованных от предков. Среди них бы­ли рациональные и нерациональные, магические. Человек не контролиро­вал полностью процесс своей деятельности. Все, что ему неподконтрольно, он объяснял волей богов. Боги есть высшие, неподконтрольные человеку силы, влияющие на результат его действий. Пока результат дела зависел от человеческого умения, от его субъективных качеств и других привходящих обстоятельств, вскрыть реальные причины изучаемых процессов было не­возможно.

Но если действие человека заменить машиной, тогда снимается зави­симость результата от субъективных, т.е. неконтролируемых факторов. При­чинно-следственные связи становятся контролируемыми, и практика больше не зависит от множества случайных факторов, от Бога.

В технике моделируются связи природы, наука их исследует и опи­сывает в теориях. Наука как знание о реальных связях в природе, о закономерностях, проявляющихся в природных процессах, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств.

Таким образом, современная наука возникает как попытка понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых работает техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техники, и естественные, исследующие природные процессы.

Наука длительное время, до конца XIX века, шла вслед за техникой. Технику создавали практики-изобретатели. Часовщик Уатт изобрел па­ровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые паровые машины были построены ма­нуфактурными и ремесленными способами.

В конце XIX века ситуация меняется. Целые отрасли промышленно­сти создаются на основе открытий науки: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения.

В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники, и от­расли, ориентированные на фундаментальные исследования.

Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в ис­торическом процессе. В докапиталистическом обществе преобладали руч­ные орудия труда. Техника большую часть своей истории была мало свя­зана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. Ученые же почти не обращались к решению практиче­ских задач. Естествознание решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. После нескольких веков такой «авто­номии» наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной рево­люции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые пло­ды, производство начинает развиваться на технической основе, создаются разнообразные машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Совре­менная наука возникает из стремления понять работу механических уст­ройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Совре­менная наука и техника также находятся в процессе постоянного взаимо­действия. Технические проблемы по-прежнему стимулируют развитие науки, но в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

Современная научно-техническая революция

Человечество во второй половине прошлого столетия вступило в но­вую эпоху – эпоху научно-технической революции (НТР). Она оказала и продолжает оказывать огромное влияние на все стороны жизни общества: экономику, политику, социальную структуру, благосостояние, духовную культуру.

НТР – явление сложное и многоплановое, в нем отражаются карди­нальные изменения в науке и технике, революционные их преобразования.

Техническая революция – это коренное изменение в средствах труда, создание новых видов техники. В результате этой революции преобразует­ся технический базис общества. Научная революция – это коренное изме­нение основ науки, выражающееся в создании новых теорий, внедрении новых методов, открытии новых миров. В результате научной революции создается новая парадигма, новая картина мира. Научные и технические революции происходили и в прошлом. Если обратиться к истории освое­ния человеком окружающего мира, то можно выделить несколько техниче­ских (технологических) революций. Это прежде всего аграрная революция, которая осуществилась около 10 тысяч лет назад, когда человек перестал быть кочевником, стал вести оседлый образ жизни и перешёл от присваи­вающей формы ведения хозяйства к производящей, связанной с развитием земледелия и скотоводства.

Начало промышленной революции, существенным образом изменив­шей технологию производства, относят к концу XVIII века. Освоение ме­ханической прялки, ткацкого станка и парового двигателя позволило пе­рейти от ремесленного производства к машинному, более эффективному.

Революции в науке совершались Коперником, Ньютоном, Дарвином, Ла­вуазье. Научные и технические революции не были взаимосвязаны. Наука шла вслед за техникой и производством, которые ставили перед ней те или иные задачи. Сейчас наука идёт впереди техники, и хотя она продолжает решать вопросы, выдвигаемые техникой, она всё полнее определяет разви­тие техники и производства. Поэтому современная революция, в которой наука и техника обусловливают друг друга, является первой научно-технической революцией.

Исходной основой и теоретической предпосылкой НТР являются ве­ликие открытия ведущих естественных наук, полученные в XX веке: в физике, химии, биологии, кибернетике. Другой предпосылкой НТР являет­ся наличие развитой промышленной базы в той или иной стране. Третья предпосылка является социальной – это наличие высококвалифицирован­ных кадров (учёных, инженеров, техников, рабочих).

Современная техническая революция состоит в передаче машинам та­ких производственных функций человека, которые связаны с его умствен­ной деятельностью, и прежде всего логических и контрольных функций. Если пришедшая с капитализмом машинная техника заменяет человека в выполнении технологических операций, требовавших мускульной энергии, то сейчас машинам передаются и управляющие функции. В этом заключается смысл процесса автоматизации производства, процесс создания пол­ностью автоматизированных систем машин в отличие от механизации, где машинами управляет человек.

Следовательно, исходным пунктом современной НТР является авто­матизация производства, использование управляющих машин. Под управ­ляющей машиной понимаются специальные устройства, обеспечивающие весь комплекс управления объектом, при этом человек занят лишь перио­дическим ремонтом и подналадкой оборудования.

Проблема управления в наше время приобретает все большее значе­ние. Современные энергосистемы, атомные установки, космические ко­рабли, сложные химические процессы требуют от людей как колоссально­го количества вычислений, так и мгновенного анализа огромного количе­ства условий и выбора наиболее целесообразного решения. Человек часто не может справиться с этой задачей – решения принимаются сравнительно медленно, они не всегда верны, так как человек быстро утомляется, нерв­ничает, обременён заботами. Использование управляющих машин позво­ляет автоматизировать такие сложнейшие функции управления, как орга­низация транспорта, связи, торговли, управление органами планирования, снабжения, финансирования. Поэтому, чтобы судить о том, охвачены ка­кие-либо отрасли производства НТР и насколько охвачены, требуется все­гда установить уровень применения управляющих машин, ибо автоматиза­ция отражает сущность современной НТР.

Другое направление НТР – это расширение использования электриче­ства, использование новых источников энергии.

Энергетика, и прежде всего электроэнергетика, является ведущей отраслью хозяйства. Она начала развиваться с начала XX века. С тех пор быстро росло количество электростанций, началось развитие энергосис­тем. Если в начале электричество использовалось в основном лишь для це­лей освещения, то затем оно нашло применение в промышленности, на транспорте, в быту, сельском хозяйстве.

Электроэнергия является наиболее рациональным энергоносителем, поскольку её можно легко передавать на большие расстояния, трансфор­мировать, концентрировать или дробить, что облегчает автоматизацию производственных процессов.

Непрерывное увеличение электровооруженности труда является важней­шим фактором повышения производительности труда. Поскольку потреб­ности в энергии быстро растут, ведутся поиски новых источников энергии, разрабатываются новые эффективные принципы преобразования тепловой, солнечной, химической и ядерной энергии в электрическую и прямого применения энергии Солнца, приливов, тепла Земли в производстве.

Одной из этих новых форм энергии стала атомная. Первое практиче­ское применение атомная энергия нашла в военном деле – создание атомных, а затем водородных бомб. Впервые в мирных целях атомная энергия была использована в 1954-м году – была пущена атомная электростанция в Обнинске мощностью в 5000 кВт. Считается, что этот год является нача­лом НТР. В 1985 году в мире работало уже 374 атомных реактора. В 1997 году на атомных электростанциях вырабатывались 17 % всей энергии в мире, причём во Франции 76, в Литве 85 %.

Одновременно с решением проблемы использования атомной энергии для производства электроэнергии велись работы в направлении создания атомных двигателей. Силовые атомные установки в качестве двигателей прежде всего нашли применение на морских судах. Основу военно-морского флота США и России составляют атомные подводные лодки и атомные надводные суда.

Другое направление НТР – проникновение радиоэлектроники в раз­личные сферы деятельности человека.

Современная радиоэлектроника представляет собой развитую техни­ческую науку, предметом её изучения и применения являются электромаг­нитные колебания и волны, движение электронов и ионов. Комплекс тех­нических средств, в которых используются явления, изучаемые радиоэлек­троникой, чрезвычайно велик – это радиоприёмники, телевизоры, радио­локаторы, электронные микроскопы, компьютеры и лазеры. Именно ра­диоэлектроника позволила сделать громадный скачек в развитии авто­матизации производства. На базе электроники созданы автоматизирован­ные цеха и целые заводы-автоматы, в частности, в химическом производ­стве, в пищевой промышленности.

Новым технологическим направлением радиоэлектроники стало соз­дание квантовых генераторов света – лазеров. Первый лазер был создан в СССР в 1960 году. Применение лазеров явилось новым этапом в обработке материалов, открыло новые возможности в развитии связи, телевидения, медицины, химии.

Важнейшей чертой НТР является применение компьютеров. Они по­зволяют заменить часть умственного труда человека и в особенности его логические функции. Компьютеры обладают способностью неизмеримо быстрее и точнее человека по заданной программе выполнять большее число математических операций. Если компьютеры первого поколения были громоздкими, обладали малой памятью и скоростью операций, то со­временные компьютеры обладают большой памятью и прежде казавшейся фантастической скоростью действия. Так, в США создан в 2001 году су­перкомпьютер со скоростью действия 12 триллионов операций в секунду, в Японии в 2005 году – со скоростью 135 триллионов операций в секунду.

Радиоэлектроника способствует разработке новых методов исследо­вания и возникновению новых наук, например радиоспектроскопии, радиоастрономии, радиофизики, бионики.

Следующее направление НТР – это создание материалов с заранее за­данными свойствами.

В своей практической деятельности люди используют сейчас все эле­менты периодической системы Менделеева либо как основу для получения различных материалов, либо как источник энергии. Люди научились брать вещество природы с поверхности Земли и с небольшой глубины. Самые глубокие скважины не превышают 8, а шахты 4 километров. Однако дальней­шее освоение вещества природы требует проникновения в более глубокие зоны земной коры (Кольская сверхглубокая скважина достигла глубины 12263 метров), а также использования полезных ископаемых со дна океанов.

В своей практической деятельности люди не только используют ве­щество природы, но и создают также материалы, которых в природе нет, т. е. синтезируют вещества, заменяющие природные. Потребности произ­водства, технические задачи требуют применения материалов с опреде­лёнными свойствами, часто не имеющимися у природных. В деле решения этих задач большую роль играет химическая наука, которая совместно с химической промышленностью обеспечивает производство кислот, мине­ральных удобрений, красителей, пластмасс, синтетических продуктов. Искусственные материалы играют роль не только заменителей, но имеют и самостоятельное значение. Так, искусственные алмазы изготавливаются из графита, причём их стоимость меньше природных в 5 - 6 раз, а в даль­нейшем ещё более снизится. Большое развитие получило производство химических волокон, пластических масс, синтетических смол, синтетиче­ского каучука, все больше изготавливается искусственных пищевых про­дуктов.

Говоря о современной НТР, нельзя не указать на освоение космиче­ского пространства. Космонавтика стала стимулом для научных исследо­ваний, для развития новых направлений в науке и новых областей приме­нения техники. Вывод в Космос научной аппаратуры позволил перейти от наблюдательных методов изучения Вселенной к экспериментальным, что значительно ускорило развитие науки и техники. Освоение Космоса помо­гает решить многие проблемы метеорологии, прогноза погоды, геодезии, геофизики, прогноза минерально-сырьевых ресурсов.

Космические полёты дают науке огромное количество самой разнооб­разной научной информации. В частности, за десять лет исследований спутники дали больше информации о геомагнитном поле, чем за всю пре­дыдущую историю его изучения. Чрезвычайно высокими темпами проис­ходит расширение знаний о таких явлениях и процессах природы, о кото­рых даже трудно было подумать, находясь на Земле.

В последнее время получила развитие биотехнология, генная инжене­рия, биомедицинские и генетические исследования. Большое значение придается развитию нанотехнологий.

Таким образом, основные направления НТР – это автоматизация, ши­рокое использование электричества, применение атомной энергии в мир­ных целях, применение радиоэлектроники, получение материалов с зара­нее заданными свойствами, освоение Космоса, биотехнология.

Научно-технический прогресс и развитие общества

Развитие общества в настоящее время в значительной мере зависит от прогресса в науке и технике, от реализации обществом различных техно­логий.

Человек добился ни с чем не сравнимых результатов в освоении при­роды. Именно на науку опирается сложный механизм современного разви­тия. Страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отстало­сти и зависимое, подчиненное положение в мире. Причем роль науки все время возрастает. В частности, современная экономика должна быть инновационной, основанной на существенном и массовом использовании научных знаний в производстве товаров и услуг. Вопрос о наличии или отсутствии в той или иной стране инновационной экономики – это уже не только проблема лидерства этой страны, но и проблема выживания и существования в качестве самостоятельного субъекта в мире.

Человеческое развитие значительно ускорилось. Феноменальное воз­растание научных знаний привело к открытию таких вещей, как лазер, ма­зер, антиматерия, голография, криогеника и сверхпроводимость. Экспо­ненциальное накопление научных и технических знаний, создание новых видов машин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и прогнозировать лучшее буду­щее.

С точки зрения реализации обществом различных технологий производства Д. Белл выделил в мировой истории три главных типа социальной организации: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Все они существуют и в настоящее время.

Доиндустриальный тип общества распространен в Африке, Латинской Америке, Южной Азии. Это Ангола, Эфиопия, Никарагуа. Для него характерно пре­обладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобы­вающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях про­изводства занято около двух третей работоспособного населения. Основной фактор производства – земля, основной продукт производства – пища. Преоблада­ет ручной индивидуальный труд. Воздействие человека на природу локальные, неконтролируемое, взаимодействие с другими странами – несущественное. Основной вид экспорта – сырье.

Индустриальный тип общества охватывает государства, которые рас­положены в Северной Америке, Европе, на территории бывшего СССР. Здесь главное – развитие производства товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. Основной фактор производства – капитал, труд механизирован, преоблада­ет стандартная деятельность, основной продукт – промышленные изделия. В сельском хозяйстве занято около 10 % населения.

Постиндустриальный тип общества только начинает в настоящее время реализовываться в США и Японии. Здесь на первое место выходит производство услуг, которые становятся основным видом экспорта. Главным в этих странах становится труд, направлен­ный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Значительно повышается творческое начало в труде, растёт применение автоматов в производстве.

Если в Африке две трети активного населения заняты в сельском хозяйстве, то в США – менее 3 %. В то же время промышленным производством в США заняты одна треть, а в сфере услуг две трети трудоспособного населения. Такие коренные различия обусловлены резко возросшей благодаря научно-техническому прогрессу эффективностью производства. Производитель­ность труда промышленных стран в сельском хозяйстве сегодня более чем в 15 раз превышает аналогичный показатель в развивающихся странах. В России она составляет 9 % производительности труда в США.

Человек оказывает все больше воздействия на природу. В настоящее время практически вся пригодная для жилья территория суши освоена че­ловеком. Он повсюду настроил дорог, создал города, возвел дамбы, бук­вально завоевав и подчинив себе всю планету.

Население нашей планеты с начала века выросло более чем в три раза и превысило 6,6 миллиарда человек. Ещё более высокими темпами растёт городское население. Если в 1900 году в городах жило около 10 % его, то в 2000 году 47, из них 22 % проживают в городах-миллионерах. Объём мирового промышленного производства в настоящее время в 20 раз выше, чем в начале XX века.

Под пастбища используется 23 % всей суши, около 12 % ее засевается сельскохозяйственными культурами.

Хозяйственная деятельность людей увеличивает площадь пустынь, приводит к уменьшению площади лесов, сокращению пастбищ и пашни.

Промышленное и сельскохозяйственное производство приводит к из­менению химического состава почв, воздуха, рек, озёр и даже морей. Ты­сячи озёр индустриального Севера биологически мертвы. Антропогенное повышение концентрации углекислого газа в атмосфере ведёт к потепле­нию климата планеты. Фреоны, используемые в промышленности, разру­шают озонный слой атмосферы, предохраняющей всё живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения. Таким образом, воздействие человека на природу становится настолько значительным и всесторонним, что оно превращается в важный фактор ее эволюции.

Радикальное изменение происходит и во «второй природе», возник­шей в результате человеческой деятельности. Так, 90 % всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, придуманы в XX веке. Наука и техника существенно изменили весь наш образ жизни.

На протяжении тысячелетий, вплоть до конца XIX века, главным ис­точником энергии были сила человека и животного, а также сжигание дре­весины и органических отходов. В первой четверти XX века три четверти энергии в мире получали за счёт сжигания каменного угля. После второй мировой войны доминирующее значение в энергопотреблении стали приобретать нефть и газ. В настоящее время на их долю приходится свыше 75 % мирового потребления энергии. Современная техника дает человеку возможность широко и эффективно использовать энергию рек и водопадов, морских и океанических волн, ветра, геотермальную энергию, энергию солнечного излучения и даже энергию атома.

Изменяется технология: в производстве происходят процессы автома­тизации и роботизации, невиданные в недавнем прошлом. Электронные устройства широко вошли не только в различные производства, но и в наш быт. Последний трудно представить без автомобиля, холодильника, фото­аппарата. На производстве нашли применение искусственно созданные ма­териалы с заранее заданными свойствами. Произошло освоение Космоса, что способствовало развитию телевидения, изучению природных ресурсов, прогнозированию погоды, исследованию Луны, Венеры, Марса.

Радикально изменились в XX веке средства связи, появились новые средства получения, хранения и передачи информации. Радио, телефон, телевизор, магнитофон, компьютер внесли огромный вклад в создание со­временного целостного мира, изменили образ жизни человека.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продолжительность жизни, существенно улучшить свой рацион питания. Значительно меняется связь и взаимодействие между странами. В индустриальном обществе возникает тесная взаимосвязь между странами, а в постиндустриальном – открытость общества.

Для характеристики разных типов обществ приведём некоторые ста­тистические данные. Так, если валовой национальный продукт на душу на­селения в доиндустриальном обществе составляет 400 долларов, в индуст­риальном 10 тысяч долларов, то в постиндустриальном около 18 тысяч долларов. Урожайность зерновых в доиндустриальном обществе составля­ет 8 центнеров с гектара, в индустриальном и постиндустриальном около 40, надои молока на одну корову в доиндустриальном обществе достигают 350 лит­ров в год, в индустриальном и постиндустриальном 4000 - 6000 литров в год. Количество учёных и инженеров на один миллион жителей в доинду­стриальном обществе не превышает 100, в индустриальном 2000; про-должителыюсть жизни в доиндустриальном обществе составляет 40 - 50 лет, в индустриальном превышает 70; смертность в доиндустриальном обществе 20 человек на тысячу, в индустриальном около 10.

В России продолжительность жизни составляла в 1897 году 32 года, в 1939 – 47 лет, в 1982 – 70, в 2004 – 65 лет.

Таким образом, новое общество, опираясь на достижения науки и тех­ники, создаёт лучшие условия для трудовой деятельности человека и его разностороннего развития.

Контрольные вопросы

  1. Как взаимодействовали наука и техника на разных этапах истории?

  2. В чем сущность НТР?

  3. Каковы основные направления НТР?

  1. Какое влияние имеет научно-технический прогресс на развитие общества?

  2. Чем отличаются периоды истории в концепции Д. Белла?

Список рекомендуемой литературы

Бердяев, Н.А. Дух и машина [Текст] / Н.А. Бердяев // Судьба России. М., 1990.

Бернал, Дж. Наука в истории общества [Текст] / Дж. Бернал. М., 1958.

Князев, В.И. Человек и технология [Текст] / В.И. Князев. Киев, 1990.

Марахов, В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последст­вия [Текст] / В.Г. Марахов. М., 1975.

Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции [Текст] / А.И. Ракитов. М., 1993.

Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники [Текст] / В.С. Степин В.Г., Горохов М.А., Розов. М., 1995.

Философия и методология науки [Текст]. М., 1996.

Учебное издание

Игорь Васильевич Назаров

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное пособие

Редактор Л.Д. Черных

Оператор О.А. Васильева

Подписано в печать 23.11.07 Формат 60х84 1/16

Бумага тип № 1 Печать офсетная Уч.-изд. л. 11,4

Усл. печ. л. 10,0 Тираж 250 экз. Заказ №

Уральский государственный лесотехнический университет

620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37

ГУП СО «Талицкая типография»

623640, Свердловская обл., г. Талица, ул. Исламова, 2

160