logo search
шпоры по философии вступительный

31. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.

1. Основная специфика философского знания заключается в егодвойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия являетсятеоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Философия — это одна из самых древних областей человеческого знания и духовной культуры , насчитывает 2,5 тыс. лет своей истории. Философия- греческое слово, произошло от “ филос” и “ София “ и означает любовь к мудрости. В общем виде философию можно определить как систему теоретических взглядов на мир и место в нем человека. Это означает ,что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках или повседневном жизненном опыте, сколько на строгих и точных абстрактно-логических обсуждениях , требующих обязательной аргументации и доказательств. Философия дает систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности. Философия как и другая любая наука пользуется особым аппаратом понятий и категорий для выражения идей: бытие, сознание, материя, субъект, объект, дух, душа, свобода, истина и др. Первый признак: философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить, кроме теоретических можно выделить ряд основополагающих признаков, которые вместе взятые составляют специфику философии, как самостоятельной сферы духовной деятельности людей. Вторым признаком является всеобщность, т.е. нацеленность на решение проблем не отдельно взятой личности, а всего человечества, тоже и по отношению к науке. Отсюда следует, что философия не занимается сложением всех научных знаний, а интегрирует их , строит свою систему знаний о мире, разуме, познании, нравственности. Третий признак – ее вечность; проблемы оказывающиеся в центре философского рассуждения актуальны во все времена. Четвертый признак – универсальность ; для философии характерно стремление обнаружения наиболее общих закономерностей в природе, обществе и человеческом мышлении , и усмотрение за многообразием и изменчивостью единого и абсолютного первоначала. Пятый признак – критичность и рефлексивность. Критичность философии означает свойственную философскому мышлению способность сомневаться и в том , что обычному человеку кажется понятным и в собственных результатах , но это не означает что критичность стремится разрушить установленный порядок вещей . Ее конечная цель рефлексивность , т.е. поиск высшего начала и смысла бытия.