30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
Виды знаний:
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
О "первичности"
В современной эпистемологии вопрос о первичности тех или иных видов знания уже не связывается так непосредственно с "природой человека". Чаще стараются понять, в каком отношении определенное знание может рассматриваться как исходное и как связаны между собой основные виды знания.
К таковым обычно относят: перцептивное знание (чувственно данное), повседневное знание (здравый смысл) и научное знание. Возникает проблема их взаимоотношения.
Можно сформулировать следующие тезисы о видах знания, входящих в этот треугольник.
Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности. Они выражают исходный контакт человека с реальностью. В этом отношении ничего более первичного нет.
Знание здравого смысла первично в концептуальном отношении. Именно в среде объектов обычного практического опыта сложился наш язык, сформировались наши основные понятия, в том числе и те, которые широко используются в науке.
Знание об объектах науки, особенно о микрочастицах (электронах, атомах и т.п.), первично в онтологическом отношении. Мы полагаем, что законы поведения этих объектов дают наиболее достоверное и согласованное объяснение того, что существует и происходит в мире, в том числе и того, почему в мире существуют камни, деревья, столы и люди - с их органами чувств и чувственными данными.
Нетрудно заметить, что в результате мы получаем в нашем треугольнике такой тип взаимоотношений, когда каждый из основных видов знания необходим и первичен в определенном отношении. Одновременно ни один из них не образует самодостаточную, независимую от других сферу знания. Это относится и к самому простому виду знания - чувственному восприятию
- Часть I.
- Часть II
- 1.Философия в жизни человека. Специфика философских вопросов
- 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
- 2.1Философия и мировоззрение
- 2.2. Исторические типы мировоззрения
- 3.Философия и наука
- 4.Философия и религия
- 5.Философия и искусство
- 6.Структура философского знания
- 7.Проблема типологизации историко-философского процесса
- 8.Общая характеристика и периодизация античной философии
- 9.Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
- 10.Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
- 11.Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Концепция причин
- 12.Средневековая философия: патристика
- 13.Средневековая философия: схоластика
- 14.Общая характеристика философии Возрождения
- 15.Философия ф. Бэкона как основание эмпиризма в теории познания
- 16.Философия р. Декарта как основание рационализма в теории познания
- 17.Философия Спинозы и Лейбница
- 18.Философия и. Канта как синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Учение Канта об априорных формах сознания. Этика Канта
- 19.Основные идеи философии Гегеля
- 20.Учение к. Маркса об обществе и истории
- 21.Общая характеристика философии жизни
- 22.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 23.Прагматизм: основные идеи и представители
- 24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века
- 25.Структурализм и постструктурализм
- 26.Общая характеристика русской философии.
- 27. Онтология: философское учение о бытии
- 28. Бытие как категория классической и неклассической философии
- 29. Гносеология. Предмет гносеологии и характер её вопросов. Определение знания
- 30. Виды знания. Проблема «первичности» различных видов знания
- 31. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- 32. Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- 33. Сознание и язык. Сознание и самосознание
- 34. Философия науки: основные проблемы и направления
- 35. Проблема развития в философии. Диалектика и её альтернативы
- 36. Мышление как предмет философского анализа. Логика и её место в системе философского знания
- 37. Аксиология как учение о ценностях
- 38. Предмет социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания.
- 39. Модели социальной реальности
- 40. Основные парадигмы социальной философии
- 41. Фундаментальные характеристики человеческого мира
- 42. Социальные законы: их специфика и механизм действия. Социальные законы и человеческая деятельность
- 43. Специфические характеристики социального познания
- 44. Понятие общества. Специфика социального бытия
- 45. Материально-производственная сфера общественной жизни. Философия хозяйствования
- 46. Социальная сфера как сфера общения
- 47. Сфера управления. Понятие социального института
- 48. Культура как предмет философского осмысления. Уровни культуры
- 49. Философия религии
- 50. Проблема человека в философии. Сущность и существование человека
- 51. Философия политики: основные проблемы и направления
- 52. Философия техники: основные проблемы и направления