logo search
ФИЛОСОФИЯ-КАЗ / ТИПпрфилос2005

Западная философия в контексте культуры хх в. Канун хх1 в.

Культурные трансформации и социокультурный кризис в странах Западной Европы и США в ХХв. Критическое переосмысление цивилизационных достижений и потерь в развитии европейских стран. Критическое переосмысление культурного и философского наследия западноевропейского народа. Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры ХХв. Философские поиски путей цивилизационного развития и культурных трансформаций в западном мире.

Э.Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. М. Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования в западном мире. М. Хайдеггер и анализ европейского нигилизма. Философские поиски экзистенциалистов ХХ в. А.Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Ж. - П. Сартра. Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (К. Ясперс). Философский анализ смысла истории, драматизм западной истории. “Символическая утрата человека” и поиски новых мировоззренческих ориентиров. Философско-религиозные поиски философии персонализма. “Возврат к богу” и “любовь к Богу” - мировоззренческая установка западных религиозных философов, как путь нравственного совершенствования западного человека и возврата к человечности.

Культурный шок и человек в поисках выхода из него. Конфликт между культурой и человеком. Коллизии и драматизм существования человека, формирование “несчастного сознания” (Психоанализ). Либерализация “сексуальной стратегии” человека. Анализ культурных механизмов вытеснения сексуальной энергии и способов контроля над его ограничением. Феномен “отце убийства”. Неудовлетворенность культурой и его симптомы (З.Фрейд., В.Рейх). Символизация бессознательного. Архетипы в культуре и потеря “самости” ( К. Юнг). Наши внутренние конфликты и проблемы культурной паталогии ( К. Хорни).

“Потеря самости” и обретение одномерности под влиянием массовой культуры и культурной индустрии. Философский анализ состояния “одномерности” в условиях массового общества и культурной индустрии (Г. Маркузе). Проблема авторитарной личности и анализ форм авторитаризма ( Т. Адорно). Философский анализ феномена отчуждения в философии Франкфуртской школы. Проблемы науки и техники как средств идеологической репрессии. Новое понимание идеологии.

Формирование футурологической проблематики. Артикуляция проблемы нарастающего экологического кризиса. Философские поиски “Римского клуба”.

Критическое переосмысление статута философии и науки. Философия, наука как феномены культуры. Логико-методологические проблемы науки в философских исканиях логических, лингвистических позитивистов и критического рационализма. Проблемы демаркации науки и философии.

Феномен “смерти человека” в западноевропейской культуре и философские осмысления причин и путей возврата человека. (Философия структурализма). Философские поиски постструктуралистов. Генеалогия западного общества, выявление матриц проникновения властных отношений во все сферы социума и жизни человека. Формирование властных механизмов контроля над сексуальностью, установление дисциплинарных механизмов власти. “Контроль над безумием” (М. Фуко).

Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия. Формирование философии постмодернизма. Своеобразие постмодернистского мышления. Ж.Лиотара: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности.

Критическая деконструкция и его назначение. Принцип логофоноцентризма. Метафизика фаллоцентризма. Критический анализ оснований западной культуры. Феномен театрализации жизни. Театрализация политической жизни. Политика как религия постмодерного человека.

Перспективы развития и состояния философии в культуре начала ХХ1в. “Переболеть” гуманизмом как возможная стратегия преодоления утраты себя. Постсовременный опыт “эрозия” всех основополагающих принципов бытия человека. Философское мышление в постсовремености: “мышление наслаждения”, “мышление контаминации”, “мышление техники”. Общество ХХ в. как общество “коммуникации” и “ общество гуманитарных наук”.