2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
в эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфилософских учений, можно выделить наиболее существенные для них черты:
1) последовательный пантеизм;
2) обоснование бесконечности природы;
3) распространение гилозоизма, то есть представления о всеобщей одушевленности и оживленности природы, посредством чего стиралась граница между органической и неорганической природой;
4) рассмотрение человека как частицы Вселенной;
5) обоснование всеобщей взаимосвязи явлений;
6) антропоморфизм; 2) обоснование бесконечности природы; 4) рассмотрение человека как частицы вселенной; 5) обоснование всеобщей взаимосвязи явлений; 6) антропоморфизм; 7) увлечение магией и алхимией.
7) обоснование всеобщей взаимосвязи явлений.
Отметив наиболее существенные черты натурфилософских концепций, рассмотрим идеи некоторых представителей.
Первым натурфилософом и первым теоретиком экспериментального естествознания является Николай Кузанский.
Он указал, например, на способ измерения времени количеством вытекающей воды и на возможность применения этого способа для измерения пульса, частоты дыхания, скорости падения. Тенденция
соединения теории с практикой – наиболее замечательная черта
деятельности Николая Кузанского как ученого.
По своим философским воззрениям Николай Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего основополагающего бытия только бога. Однако в понимании отношений бога и мира Кузанец, как его иногда называют, развивает ряд пантеистических и натуралистических идей. Его основные философские интересы связаны с двумя проблемами: проблемой отношения бога к природе и места в ней человека; решением гносеологических вопросов.
Николай Кузанский приписывает духовному, божественному бытию решающую роль в судьбах природы и мира, он противопоставляет бесконечное бытие бога конечному природному бытию. Хотя высшее, божественное бытие понимается идеалистически, как бытие духовное, однако его бесконечность означает, что «нет ни отца, ни сына, ни духа святого», что не применимо к бесконечному бытию. Утверждая бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Кузанский вместе с тем доказывает наличие всеобщей связи вещей и явлений в ней: Одним из проявлений связи вещей он считает наличие движения в природном мире. В связи с этим он формулирует ряд передовых идей: о суточном вращении земли вокруг своей оси и Солнца, о природе лунного света, об относительности размеров Земли и Солнца (Земля меньше Солнца) и некоторые другие.
Природу он представлял живым организмом. Одним из проявлений этого организма является человеческое существо. Человек соединяет в своей природе земное и божественное начало и потому он бесконечное существо. Он заключает в себе умственную и чувственную природу и отражает в себе весь мир, являясь его сжатым изображением.
Решая проблему познаваемости, Николай Кузанский постоянно подчеркивает, что бог не поддается человеческому познанию. В его теории познания содержатся элементы скептицизма: относительно всех вещей человек может получать только предполагаемые истины. Николай Кузанский постоянно подчеркивает недостижимость абсолютной истины.
Интересным представителем итальянской натурфилософии был итальянский ученый и философ - Джордано Бруно, жизненный путь которого совпал с процессом освобождения общества от старых ценностей.
Мировоззрение Джордано Бруно можно определить как материализм в форме пантеизма. У Бруно бог окончательно переселяется в природу, которая, по его определению, есть ни что иное, как «бог в вещах». Бруно последовательно растворяет Бога в природе: «Природа либо сама есть Бог, либо Божественная сила, скрытая в вещах». Бруно часто называет природу божественной и считает ее познаваемой. В познании природы он видел главную задачу для философии.
Джордано Бруно убежден в бесконечности природы. Развивая учение Демокрита о множестве миров, Джордано Бруно обращается к теории Коперника и идеям Николая Кузанского. Джордано Бруно отказывается от гелиоцентрических воззрений. По его мнению, Вселенная не имеет одного центра. Любая планета может быть истолкована наблюдателем как центр Вселенной. Следовательно, Солнце - не центр Вселенной, а центр нашей планетной системы. Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд. Таким образом, Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Эти воззрения Джордано Бруно были подтверждением лишь в последнее время. Воззрения Бруно являются примером плодотворного влияния философии на развитие специальных наук.
Леонардо да Винчи сформулировал элементы механистического материализм. Он сформулировал принцип детерминизма и исключил из понятия закономерности элементы телеологизма, которые были
свойственны натурфилософам. Элементы механистического
материализма сочетаются у Леонардо с деизмом.1
Леонардо представлял бога как перводвигатель, сообщивший природе первый толчок. В этом заключается основное отличие механистического материализма Леонардо да Винчи от пантеистического материализма Джордано Бруно и других натурфилософов.
В области гносеологии Леонардо развил ряд положений, касающихся метода исследования. Он предложил различать науки по достоверности результатов их познания и эффективности методов исследования. В связи с этим Леонардо выступил против авторитетов древности. Он считал, что настоящий ученый должен опираться на свой ум, развивая его исследованиями и упражнениями.
Дальнейшее развитие философской мысли, основывающейся на естественно научных открытиях, связано с именем немецкого астронома, математика, физика и философа Иоганна Кеплера. Первый закон Кеплера утверждает, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным строго геометрическим кругам, а по эллипсам. Солнце находится не в самом центре эллипса, а смещено в один из фокусов. Второй закон утверждает, что радиус-вектор (линия, соединяющая планету и Солнце) в равное время описывает равные площади. Философское значение этого закона этого закона было еще более значительным. Ведь этот закон устанавливал неравномерность скоростей движения планет вокруг Солнца. Третий закон гласит. Что квадраты времени обращений планет пропорциональны кубам их средних расстояний от Солнца. Этот закон связывает все планеты в единую физическую систему. Законы Кеплера позволяли предвидеть некоторые небесные явления. Возможность предсказания небесных явлений нанесла весомый удар по астрологии.
Выдающимся ученым эпохи Возрождения по праву считается Галилео Галилей, который открыл ряд фундаментальных законов механики:
пропорциональность пути падающего тела квадрату времени его падения;
2) одинаковость скорости падения тел различного веса в безвоздушной среде;
3) неуничтожимость прямолинейного движения, сообщенного какому-нибудь телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его и др. Законы механики, сформулированные Галилеем, ставили понятие закона на научную почву.
Галилей, как и Джордано Бруно, использовал концепцию двух истин, чтобы разграничить вопросы религии и науки. Философские воззрения Галилея можно определить как механистический материализм. Материя, согласно Галилею, вполне реальная, телесная субстанция, имеющая корпускулярную структуру. Частицы материи обладают определенной формой, величиной, занимают то или иное место в пространстве, движутся или покоятся, не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, и Философские воззрения Галилея можно определить как механистический материализм. Материя, согласно Галилею, вполне реальная, телесная субстанция, имеющая корпускулярную структуру. Частицы материи обладают определенной формни не существенны для материи.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.