logo search
Удовиченко Философия Элементарный курс

3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика

Диалектика как метод не исчерпывается требованиями диалектической логики. Диалектический метод требует диалектического отражения самой диалектики бытия. Диалектические законы, сформулированные в гегелевской и марксистской философии, выражают разные моменты диалектических принципов развития и всеобщей взаимосвязи.

1. Очень важен вопрос об источнике развития. Источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон подчеркивает, что им является внутреннее состояние объекта: борьба между теми противоположностями, составляющими объект, которая ведет, в конце концов, к усилению одной противоположности над другой. Весь этот процесс называется становлением и развитием противоречия. Разрешение противоречия – это и есть становление нового качества и уже с другими противоположностями.

В философской литературе по диалектике существует деление на антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические – это такие противоречия, которое разрешаются достаточно спокойно, мирно и щадяще для объекта. Антагонистические противоречия разрешаются резко, трудно, с большими потерями, часто практически даже путем гибели объекта, потому что стороны такого противоречия не примиримы. Антагонистические противоречия обычно сопровождают развитие человека и общества.

2. Закон количественных и качественных изменений раскрывает сам механизм развития. Он ставит вопрос: каким образом происходит возникновение нового качества? И отвечает на этот вопрос исходя из рассмотрения взаимодействия трех основных понятий данного закона: количества, качества, меры.

Закон говорит о том, что количественные изменения, которые идут постоянно, на определенном этапе своего накопления качественно изменяют объект, и тогда вместо прежнего объекта возникает новый объект. Границы, в которых количественные изменения еще не ведут к новому качеству, являются мерой данного объекта. Следовательно, новое качество – это результат перехода меры данного объекта – под воздействием количественных изменений – в другую меру. Как уже было сказано, этот переход может быть как быстрым, скачкообразным (революционным), а может быть медленным, постепенным (эволюционным). Новый качественный объект приобретает и свои новые количественное характеристики. Далее идет новый виток такого же процесса.

3. Процесс развития характеризуется также направленностью. По Гегелю и Марксу, направленность процесса развития раскрывает закон отрицание отрицания. Главные понятия данного закона – "диалектическое отрицание" и "снятие".

Диалектическое отрицание говорит о том, что развитие являет собой преемственный характер, где каждая последующая ступень частично включает в себя предыдущую, являясь более сложной и прогрессивной, но в то же время не повторяет ее, а лишь вбирает некоторые черты и качества.

Отсюда, закон демонстрирует не кругообразный, не циклический характер развития, а спиралевидный, где последующая ступень не смыкается с предыдущей, хотя в чем-то и повторяет ее, а является качественно другой, новой. Диалектическое снятие – это синтез окончательного отрицания старого и утверждение нового, – второе отрицание, в результате чего происходит утрата старого качества и окончательное становление нового качества, новой определенности.

Диалектика кроме системы законов и категорий, перечисленных выше, выдвигает принципы причинности, системности, структурности, функциональности, всеобщей взаимосвязи и т.д. как философские методы и способы подхода к действительности и ее познания. Методологическое значение этих методов определяется тем, что действительность тогда предстает во всей ее сложности и неоднозначности, в богатстве оттенков и взаимодействий, в многослойности и бесконечной множественности, и одновременно – в системности и взаимосвязи.

Например, диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:

а). Каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания. Сущность раскрывается только через явление: сущность является, а явление – существенно. Причем, в одном явлении вся сущность еще не раскрывается, но и явления без признаков сущности не бывает. Зная это и применяя данное знание, обязательно за внешним увидишь внутреннее, полнее и правдивее получишь представление о нем.

б). Диалектическая связь между общим и единичным (или отдельным) объясняет нам следующее: общее проявляется не иначе как через отдельное. Каждое отдельное отражает общее, его частицу в большей или меньшей степени. Но не все общее включает в себя отдельное, а каждое отдельное не охватывает целиком общее и т.д.

Общие понятия и философские категории заключает в себя наиболее существенное, повторяющееся содержание, которое как бы охватывает группы идентичных объектов. По сути дела, общие понятия – это законы, а закон характеризуется объективностью, существенностью, повторяемостью, отражает внутреннее содержание объекта или связи. Формулируя законы и закономерности, мы организуем познавательный процесс, упорядочиваем его, приводим в систему наши представления, получаем целостное понимание мира.

Противоположным диалектическому методу выступает метафизический подход, который является антидиалектическим (не путать метафизику как синоним философии с метафизикой как методом). Обобщенно, главная суть метафизического подхода – это упрощение действительности и методов ее познания, исследование сложных объектов упрощенными методами, применяемыми к более простым объектам (так называемый редукционизм). При этом метафизика не учитывает системности, другой структурности, сложности и своеобразия функционирования объекта, проявления его только через связь с другими объектами. (Пример: наука и вслед за ней философия XVII-XVIII вв. все многообразие мира сводила к механическим закономерностям: "Человек – машина" Ламетри, "Левиафан" Гоббса, где человек и общество уподоблялись некоему механизму, по крайней мере, в биологическом плане. Или рассмотрение человеческой морали по аналогии с поведенческими формами у животных – в этологии К. Лоренца).

Существенные различия между этими двумя методами можно классифицировать по некоторым основаниям:

     Вопрос: существуют ли тесные взаимодействия и всепроникающие связи между явлениями и предметами? Диалектика – да. Метафизика – нет, (связи чисто механические).

     Вопрос: в чем заключается источник развития? Диалектика – во внутренней противоречивости объекта. Метафизика – источник развития чисто внешние причины, первотолчок.

     Вопрос: что происходит в результате развития или изменения? Диалектика – становление нового качества, нового объекта с новыми противоположностями. Метафизика – происходят частичные изменения, преимущественно количественные.

     Вопрос: имеется ли направленность в развитии и какая это направленность? Диалектика – направленность от простого к сложному, развитие "по спирали". Метафизика – направленность циклическая, замкнутая, кругообразная.

Конечно, нельзя забывать, что это разделение – тоже определенная схема. В познании – научном, философском, обыденном, как правило, присутствует и то и другое, без упрощения невозможно обойтись. Чтобы рассмотреть объект, его нужно все-таки выделить, отделить от других объектов, обособить. Но, если этим дело и ограничивается, тогда мы подходим к предмету метафизически, а диалектика требует идти дальше. Она рассматривает прием обособленности объекта всего лишь первой ступенью к познанию. Диалектика старается смотреть шире, дальше, глубже. Она не признает догматизм, эклектику, схематичность, считая их тормозом на пути освоения человеком действительности.

Идеологическая самодискредитация марксизма отразилась и на судьбе диалектики. Она вместе с марксистской идеологией, по сути дела, также изъята сейчас из большинства философской литературы. Представляется, что не совсем заслуженно. От того, что марксизм уделил диалектике много внимания и использовал ее в своих идеолого-политических целях, она не исчезла ни в реальности, ни в мышлении и не утратила своего основного значения. Не следует только зацикливаться на ее догматических моментах, которые привнесли в нее гегелевская и марксистская философия.

В ХХ в. в противоположность гегелевской и марксистской диалектике развивалась так называемая "негативная диалектика" (Т. Адорно, Ж.-П. Сартр и др.). Главным положением "негативной диалектики" была абсолютизация критичности как познавательного и методологического приема: суть – отбрасывать все старое, накопившееся и мешающее идти вперед. Поэтому диалектическое отрицание в "негативной диалектике" – это не гегелевское "снятие", а твердый процесс утраты, раз и навсегда, старого, его полного отбрасывания и уничтожения.

В ХХ в. были разработаны и другие, альтернативные, но в чем-то схожие с диалектикой, такие же глобальные методы подхода к действительности, например, синергетика. Синергетика возникает как метод на границах философского и естественно-научного знания – физики, теории открытых нелинейных систем, новых подходов к теории случайности. Основателями и разработчиками метода считают И. Пригожина (бельгийского ученого русского происхождения – "Философия нестабильности" и др.); И. Стенгерса: "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой."; Г. Хакена "Синергетика. Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах". Синергетику они разрабатывали как новое мировидение, основанное на современной теории самоорганизации систем, нелинейности (многовариантности, многопричинности) всех процессов, становлении "порядка через хаос", чрезвычайной роли случайности в этом становлении. Главными посылками синергетического подхода они считают следующие:

а) недостижимость жесткой обусловленности и программирования тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;

б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм;

в) любая сложная система имеет несколько направлений развития (альтернатива сценариев), осуществляющаяся в точках бифуркации (ветвления);

г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры;

д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой последующего стабильного и динамичного развития – только такие системы более способны к самоорганизации, и ряд других положений.

Один из синергетиков, К. Майнцер, писал: "Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат …влечет за собой серьезные следствия для нашего поведения…Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ…Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность (единопричинность) может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму…" (Майнцер К. Размышление в Сложности. Сложная динамика материи, разума и человечества. М., 1994).