3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
Диалектика как метод не исчерпывается требованиями диалектической логики. Диалектический метод требует диалектического отражения самой диалектики бытия. Диалектические законы, сформулированные в гегелевской и марксистской философии, выражают разные моменты диалектических принципов развития и всеобщей взаимосвязи.
1. Очень важен вопрос об источнике развития. Источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон подчеркивает, что им является внутреннее состояние объекта: борьба между теми противоположностями, составляющими объект, которая ведет, в конце концов, к усилению одной противоположности над другой. Весь этот процесс называется становлением и развитием противоречия. Разрешение противоречия – это и есть становление нового качества и уже с другими противоположностями.
В философской литературе по диалектике существует деление на антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические – это такие противоречия, которое разрешаются достаточно спокойно, мирно и щадяще для объекта. Антагонистические противоречия разрешаются резко, трудно, с большими потерями, часто практически даже путем гибели объекта, потому что стороны такого противоречия не примиримы. Антагонистические противоречия обычно сопровождают развитие человека и общества.
2. Закон количественных и качественных изменений раскрывает сам механизм развития. Он ставит вопрос: каким образом происходит возникновение нового качества? И отвечает на этот вопрос исходя из рассмотрения взаимодействия трех основных понятий данного закона: количества, качества, меры.
Закон говорит о том, что количественные изменения, которые идут постоянно, на определенном этапе своего накопления качественно изменяют объект, и тогда вместо прежнего объекта возникает новый объект. Границы, в которых количественные изменения еще не ведут к новому качеству, являются мерой данного объекта. Следовательно, новое качество – это результат перехода меры данного объекта – под воздействием количественных изменений – в другую меру. Как уже было сказано, этот переход может быть как быстрым, скачкообразным (революционным), а может быть медленным, постепенным (эволюционным). Новый качественный объект приобретает и свои новые количественное характеристики. Далее идет новый виток такого же процесса.
3. Процесс развития характеризуется также направленностью. По Гегелю и Марксу, направленность процесса развития раскрывает закон отрицание отрицания. Главные понятия данного закона – "диалектическое отрицание" и "снятие".
Диалектическое отрицание говорит о том, что развитие являет собой преемственный характер, где каждая последующая ступень частично включает в себя предыдущую, являясь более сложной и прогрессивной, но в то же время не повторяет ее, а лишь вбирает некоторые черты и качества.
Отсюда, закон демонстрирует не кругообразный, не циклический характер развития, а спиралевидный, где последующая ступень не смыкается с предыдущей, хотя в чем-то и повторяет ее, а является качественно другой, новой. Диалектическое снятие – это синтез окончательного отрицания старого и утверждение нового, – второе отрицание, в результате чего происходит утрата старого качества и окончательное становление нового качества, новой определенности.
Диалектика кроме системы законов и категорий, перечисленных выше, выдвигает принципы причинности, системности, структурности, функциональности, всеобщей взаимосвязи и т.д. как философские методы и способы подхода к действительности и ее познания. Методологическое значение этих методов определяется тем, что действительность тогда предстает во всей ее сложности и неоднозначности, в богатстве оттенков и взаимодействий, в многослойности и бесконечной множественности, и одновременно – в системности и взаимосвязи.
Например, диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:
а). Каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания. Сущность раскрывается только через явление: сущность является, а явление – существенно. Причем, в одном явлении вся сущность еще не раскрывается, но и явления без признаков сущности не бывает. Зная это и применяя данное знание, обязательно за внешним увидишь внутреннее, полнее и правдивее получишь представление о нем.
б). Диалектическая связь между общим и единичным (или отдельным) объясняет нам следующее: общее проявляется не иначе как через отдельное. Каждое отдельное отражает общее, его частицу в большей или меньшей степени. Но не все общее включает в себя отдельное, а каждое отдельное не охватывает целиком общее и т.д.
Общие понятия и философские категории заключает в себя наиболее существенное, повторяющееся содержание, которое как бы охватывает группы идентичных объектов. По сути дела, общие понятия – это законы, а закон характеризуется объективностью, существенностью, повторяемостью, отражает внутреннее содержание объекта или связи. Формулируя законы и закономерности, мы организуем познавательный процесс, упорядочиваем его, приводим в систему наши представления, получаем целостное понимание мира.
Противоположным диалектическому методу выступает метафизический подход, который является антидиалектическим (не путать метафизику как синоним философии с метафизикой как методом). Обобщенно, главная суть метафизического подхода – это упрощение действительности и методов ее познания, исследование сложных объектов упрощенными методами, применяемыми к более простым объектам (так называемый редукционизм). При этом метафизика не учитывает системности, другой структурности, сложности и своеобразия функционирования объекта, проявления его только через связь с другими объектами. (Пример: наука и вслед за ней философия XVII-XVIII вв. все многообразие мира сводила к механическим закономерностям: "Человек – машина" Ламетри, "Левиафан" Гоббса, где человек и общество уподоблялись некоему механизму, по крайней мере, в биологическом плане. Или рассмотрение человеческой морали по аналогии с поведенческими формами у животных – в этологии К. Лоренца).
Существенные различия между этими двумя методами можно классифицировать по некоторым основаниям:
Вопрос: существуют ли тесные взаимодействия и всепроникающие связи между явлениями и предметами? Диалектика – да. Метафизика – нет, (связи чисто механические).
Вопрос: в чем заключается источник развития? Диалектика – во внутренней противоречивости объекта. Метафизика – источник развития чисто внешние причины, первотолчок.
Вопрос: что происходит в результате развития или изменения? Диалектика – становление нового качества, нового объекта с новыми противоположностями. Метафизика – происходят частичные изменения, преимущественно количественные.
Вопрос: имеется ли направленность в развитии и какая это направленность? Диалектика – направленность от простого к сложному, развитие "по спирали". Метафизика – направленность циклическая, замкнутая, кругообразная.
Конечно, нельзя забывать, что это разделение – тоже определенная схема. В познании – научном, философском, обыденном, как правило, присутствует и то и другое, без упрощения невозможно обойтись. Чтобы рассмотреть объект, его нужно все-таки выделить, отделить от других объектов, обособить. Но, если этим дело и ограничивается, тогда мы подходим к предмету метафизически, а диалектика требует идти дальше. Она рассматривает прием обособленности объекта всего лишь первой ступенью к познанию. Диалектика старается смотреть шире, дальше, глубже. Она не признает догматизм, эклектику, схематичность, считая их тормозом на пути освоения человеком действительности.
Идеологическая самодискредитация марксизма отразилась и на судьбе диалектики. Она вместе с марксистской идеологией, по сути дела, также изъята сейчас из большинства философской литературы. Представляется, что не совсем заслуженно. От того, что марксизм уделил диалектике много внимания и использовал ее в своих идеолого-политических целях, она не исчезла ни в реальности, ни в мышлении и не утратила своего основного значения. Не следует только зацикливаться на ее догматических моментах, которые привнесли в нее гегелевская и марксистская философия.
В ХХ в. в противоположность гегелевской и марксистской диалектике развивалась так называемая "негативная диалектика" (Т. Адорно, Ж.-П. Сартр и др.). Главным положением "негативной диалектики" была абсолютизация критичности как познавательного и методологического приема: суть – отбрасывать все старое, накопившееся и мешающее идти вперед. Поэтому диалектическое отрицание в "негативной диалектике" – это не гегелевское "снятие", а твердый процесс утраты, раз и навсегда, старого, его полного отбрасывания и уничтожения.
В ХХ в. были разработаны и другие, альтернативные, но в чем-то схожие с диалектикой, такие же глобальные методы подхода к действительности, например, синергетика. Синергетика возникает как метод на границах философского и естественно-научного знания – физики, теории открытых нелинейных систем, новых подходов к теории случайности. Основателями и разработчиками метода считают И. Пригожина (бельгийского ученого русского происхождения – "Философия нестабильности" и др.); И. Стенгерса: "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой."; Г. Хакена "Синергетика. Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах". Синергетику они разрабатывали как новое мировидение, основанное на современной теории самоорганизации систем, нелинейности (многовариантности, многопричинности) всех процессов, становлении "порядка через хаос", чрезвычайной роли случайности в этом становлении. Главными посылками синергетического подхода они считают следующие:
а) недостижимость жесткой обусловленности и программирования тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;
б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм;
в) любая сложная система имеет несколько направлений развития (альтернатива сценариев), осуществляющаяся в точках бифуркации (ветвления);
г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры;
д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой последующего стабильного и динамичного развития – только такие системы более способны к самоорганизации, и ряд других положений.
Один из синергетиков, К. Майнцер, писал: "Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат …влечет за собой серьезные следствия для нашего поведения…Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ…Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность (единопричинность) может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму…" (Майнцер К. Размышление в Сложности. Сложная динамика материи, разума и человечества. М., 1994).
- Е. М. Удовиченко ф и л о с о ф и я
- Раздел I. Введение в философию 9
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, 39 о сущем бытия 39
- Раздел III. Философия как методология 55
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании 66
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях 83
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса 114
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь)
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники (для практических занятий и написания рефератов)