2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
Античная философия начиналась с постановки вопроса о первоначале, о главной сущности бытия, главной его причине (субстанции) и выяснения понятия "субстанция". Ставился вопрос: не кто создал, а почему так устроен мир. Отсюда в онтологии появились понятия: субстанциальное начало, субстанциальные основания, субстанциальное существование. Субстанция, по определению Б.Спинозы, – это то, что лежит в основе; то, что само себе причина; то, что не нуждается ни в каких больше основаниях. Следовательно, проблема субстанции и есть вопрос о причинах, первоначалах бытия. Вопрос о субстанции в античной философии обозначается как проблема "архе". Она была центральной в античной философии. С самого начала философская концепция "архе" как бы укладывалась в формирование двух основных установок. Одна из них – это те философские концепции, которые искали первоначало в самой природе, не выходя за пределы реального мира. Примером таких концепций была философия Милетской школы: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, а также Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и других. Такими природными началами, которые выступали как субстанция, были: огонь, воздух, вода, атом, т.е. природные, естественные начала. Они мыслились как вечные и неизменные, мирообразующие, потому и выступали в качестве субстанции. Данные концепции, основанные на поиске архе в природе, натурфилософского характера, квалифицировались в истории философии как либо приближающиеся к материализму, либо являющиеся материалистическими. Они рассматриваются как первая форма материализма в философии, получившая название стихийного, наивного, созерцательного материализма древних. Позже философский материализм стали называть "линией Демокрита"в философии. Следующий, наиболее значимый этап развития материалистической философии формируется в английской и французской философии Нового времени. Это период (XVII-XVIII вв.) развития науки, опытного знания, эксперимента (физика, космология, медицина, химия и ряд других естественных наук). Последние дали обоснование новой формы материализма. Наибольшее значение имели труды Ньютона, Коперника, Бруно, Кузанского, Галилея, Бэкона, Гоббса, Локка, Дидро, Гольбаха, Ламетри и ряда других философов и ученых. На основе их работ формируется новая материалистическая картина мира, в основу которой было положено понимание материи как вещества с определенными, конкретными характеристиками (в основном, количественными). Был разработан и научно определен основной вид движения – механический и метод – механистический (на основе законов механики XVI-XVII вв.). Правда, материя по-прежнему рассматривается как косное (внутренне инертное, несамодвижущееся) вещество, в основном, подверженное только количественным изменениям. Поэтому рассмотрение бытия тесно связано с деистическими и пантеистическими установками. Деизм допускал вмешательство Бога в качестве перводвигателя бытия. Пантеизм – растворял Бога в природе (Кузанский, Бруно, Спиноза). Природа в качестве субстанции награждается божественной, духовной, созидательной силой: природа есть Бог, а Бог есть природа. Данные формы материализма были ограничены, непоследовательны, компромиссны. Это объяснялось разными причинами: и сильной традицией уходящей с центральной арены мировоззрения средневековой религиозной философией, и поиском внутренних движущих причин вещественного бытия, и невозможностью объяснить существование и системность бытия без обращения к какому-то внешнему или внутреннему источнику. Для материализма того времени было характерным сведение сложных конструкций и вещей к более простым (редукционизм). Ламетри, например, Гольбах и др. рассматривали человека или общество по типу обыкновенного механизма, простой машины, которая работает по тем же законам, что и любой другой механизм. Поэтому, в целом, данная форма материализма получила название механистического, метафизического материализма (противоположного диалектическому).
Развитие философии XVIII-XIX вв., особенно немецкой классической (Фихте, Кант, Гегель, Шеллинг), а также марксизм (Маркс, Энгельс) подготавливает диалектический взгляд на бытие. С середины XIX в. начинает формироваться теория диалектического материализма, которая наибольшее развитие получает в первой половине XX века, в связи с важнейшими открытиями в естествознании. Наиболее существенными открытиями были: теория относительности (Эйнштейн), неэвклидова геометрия (Лобачевский, Риман), открытие таблицы химических элементов (Менделеев), эволюционная теория Дарвина, расщепление атома, самопроизвольное деление урана и другие открытия, сформировавшие новую материалистическую картину мира, в которой материя, энергия, движение, пространство и время оказались не просто взаимосвязанными между собой, а существенными элементами единого целого. Был сделан окончательный вывод о том, что материя, как объективная реальность, сама по себе никем не сотворена. Она – самодостаточна, обладает самодвижением, саморазвитием и не нуждается ни в каких других внешних или внутренних, нематериальных побудителях. Материя сама является причиной и основанием духовного: сознания и его производных. Такова была третья крупная форма материализма.
- Е. М. Удовиченко ф и л о с о ф и я
- Раздел I. Введение в философию 9
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, 39 о сущем бытия 39
- Раздел III. Философия как методология 55
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании 66
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях 83
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса 114
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь)
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники (для практических занятий и написания рефератов)