logo
Удовиченко Философия Элементарный курс

1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук

Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в ее традиционном понимании – такая сфера человеческой деятельности, которая имеет дело, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. Если говорить о философии конкретно, то в ее содержании есть немало специфичного, того, что не позволяет ставить ее в один ряд с наукой в привычном понимании последней. До конца XIX в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое, но все же третье мес­то после религии, философии и искусства. Но кризис религиозного мировоззрения и триумф научно-рационального мышления перед интуитивным к XIX в. привел к тому, что наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В XX в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое мес­то в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия свои позиции в этом отношении не сдаст, значит, все же она – наука. И, тем не менее, нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она все же наука, то далеко не в том смысле, в каком "научны" естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему: сциентизм и антисциентизм. Сциентисты утвержда­ют, что философия не может претендовать на статус знания вообще, упрекая философию в недоказуемости и принципиальной непроверяемости (неверифицируемости) ее истин. Они утверждают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако сциентисты не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, но наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения.

Наиболее четко вопрос о специфике и методах научно-конкретного и философского знания был поставлен И. Кантом, последующим кантианством и иррационалистической философией XIX века. В работе "Критика чистого разума" Кант по этому поводу задает два основных вопроса: 1) Как возможна наука? и 2) Как возможна философия? Отвечая на них, Кант определяет и ограничивает область науки сферой опыта (эмпирии) и логикой рассудочного мышления (обработка данных опыта в системе понятий, суждений, умозаключений, теорий). Область философии находится, по Канту, за пределами чувственного опыта – в сфере духа, ценностей, трансцендентного бытия. Там другие закономерности и методы, а вернее, – никаких закономерностей. Но от того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, вырабо­танные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным. Сциентисты, отрицающие статус философии как знания, стремятся умалить ее значение вплоть по полного ее перевода в область элементарной житейской мудрости (и не более того). Стремление к рационализации философского знания по образцу естественных наук может свести ее, например, к социальной психологии, или вообще лишить философию ее специфики.

И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: "... философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание." (Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990, с. 57).

Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является специфической теоретической работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, приобщиться к необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Философия не может строиться по естественно-научному образцу, она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука; в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа его отношения к миру.

Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками, то она не только является методологической основой познания, но и интегрирует знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в "государстве наук", а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, кажущиеся иногда фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.

Очевидно, сомнения в "научности" (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности бытия, об отношении мышления к бытию – одни из основных вопросов, на которые пытаются дать ответ и сейчас. "Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" – так определяла сущность и значение основного вопроса философии марксистская философия. (Энгельс Ф. Соч., т. 21, с.282). Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым, а для современной философии – не актуальным. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления и различных подходов к их решению.

Заканчивая раздел "Введение в философию", подведем итог. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:

     Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.

     Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.

     Теоретическая философия, представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, познания и человека философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.

     Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность ценность и многие др.

     Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом.

     В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется:

Во-первых, исторической обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент);

Во-вторых, относительной субъективностью философских систем, их авторской индивидуальностью;

В-третьих, философия – это знание, имеющее не только фактологически – информативное содержание и значение, но в большей степени, оно – ценностно-ориентирующее. Философия – это знание о ценностях, представленное тем или иным философом;

В-четвертых, философия – ядро духовной культуры, "живая душа культуры" (Гегель), и в этом плане, ее главное выражение, ее квинтэссенция;

В-пятых, философия имеет национальную окраску (арабская, индийская, китайская, русская и пр.);

В-шестых, философия – многофункциональное знание, что определяет ее важную роль и глобальное значение в духовной жизни человека и общества.