1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в ее традиционном понимании – такая сфера человеческой деятельности, которая имеет дело, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. Если говорить о философии конкретно, то в ее содержании есть немало специфичного, того, что не позволяет ставить ее в один ряд с наукой в привычном понимании последней. До конца XIX в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое, но все же третье место после религии, философии и искусства. Но кризис религиозного мировоззрения и триумф научно-рационального мышления перед интуитивным к XIX в. привел к тому, что наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В XX в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое место в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия свои позиции в этом отношении не сдаст, значит, все же она – наука. И, тем не менее, нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она все же наука, то далеко не в том смысле, в каком "научны" естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему: сциентизм и антисциентизм. Сциентисты утверждают, что философия не может претендовать на статус знания вообще, упрекая философию в недоказуемости и принципиальной непроверяемости (неверифицируемости) ее истин. Они утверждают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако сциентисты не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, но наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения.
Наиболее четко вопрос о специфике и методах научно-конкретного и философского знания был поставлен И. Кантом, последующим кантианством и иррационалистической философией XIX века. В работе "Критика чистого разума" Кант по этому поводу задает два основных вопроса: 1) Как возможна наука? и 2) Как возможна философия? Отвечая на них, Кант определяет и ограничивает область науки сферой опыта (эмпирии) и логикой рассудочного мышления (обработка данных опыта в системе понятий, суждений, умозаключений, теорий). Область философии находится, по Канту, за пределами чувственного опыта – в сфере духа, ценностей, трансцендентного бытия. Там другие закономерности и методы, а вернее, – никаких закономерностей. Но от того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, выработанные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным. Сциентисты, отрицающие статус философии как знания, стремятся умалить ее значение вплоть по полного ее перевода в область элементарной житейской мудрости (и не более того). Стремление к рационализации философского знания по образцу естественных наук может свести ее, например, к социальной психологии, или вообще лишить философию ее специфики.
И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: "... философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание." (Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990, с. 57).
Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является специфической теоретической работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, приобщиться к необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Философия не может строиться по естественно-научному образцу, она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука; в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа его отношения к миру.
Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками, то она не только является методологической основой познания, но и интегрирует знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в "государстве наук", а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, кажущиеся иногда фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.
Очевидно, сомнения в "научности" (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности бытия, об отношении мышления к бытию – одни из основных вопросов, на которые пытаются дать ответ и сейчас. "Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" – так определяла сущность и значение основного вопроса философии марксистская философия. (Энгельс Ф. Соч., т. 21, с.282). Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым, а для современной философии – не актуальным. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления и различных подходов к их решению.
Заканчивая раздел "Введение в философию", подведем итог. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:
Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.
Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.
Теоретическая философия, представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, познания и человека философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.
Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность ценность и многие др.
Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом.
В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется:
Во-первых, исторической обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент);
Во-вторых, относительной субъективностью философских систем, их авторской индивидуальностью;
В-третьих, философия – это знание, имеющее не только фактологически – информативное содержание и значение, но в большей степени, оно – ценностно-ориентирующее. Философия – это знание о ценностях, представленное тем или иным философом;
В-четвертых, философия – ядро духовной культуры, "живая душа культуры" (Гегель), и в этом плане, ее главное выражение, ее квинтэссенция;
В-пятых, философия имеет национальную окраску (арабская, индийская, китайская, русская и пр.);
В-шестых, философия – многофункциональное знание, что определяет ее важную роль и глобальное значение в духовной жизни человека и общества.
- Е. М. Удовиченко ф и л о с о ф и я
- Раздел I. Введение в философию 9
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, 39 о сущем бытия 39
- Раздел III. Философия как методология 55
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании 66
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях 83
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса 114
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь)
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники (для практических занятий и написания рефератов)