4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
Термин "гносеология" был введен в науку относительно недавно, только в середине XIX в., тем не мене гносеологическая проблематика уже с античности является изначальной в философском знании. Вопросы: Как человек познает окружающий мир? Насколько адекватным является наше знание? Что такое истина и ее значение? Есть ли границы знания или оно безгранично? Чем отличается научное знание от обыденного? Что такое научное знание? Какими путями человек познает окружающий мир? Какие методы познания быстрее приближают нас к истине? – вот далеко не полный перечень гносеологической проблематики.
Уже в античности гносеологические вопросы и проблемы познания разрабатывались в философии Сократа и Платона, Аристотеля и др. Аристотель большое внимание уделял формам и способам построения суждений и умозаключений, создал формальную логику. Без нее – форм и способов построения понятий, суждений, умозаключений и теорий не может осуществляться процесс познания.
Уже в античности возникло специфическое направление – "античный скептицизм", которое сосредоточило свое внимание на гносеологических вопросах (Пиррон, Энесидем, Секст-Эмпирик, Агриппа). Античный скептицизм пришел к выводу о том, что достижение истинного знания довольно проблематично. Термин "скептицизм" происходит от лат. "скепсис", что в переводе означает – сомневаться. Сомнение уже предполагает неоднозначность, разные мнения. Скептики считали, что наше знание – это, действительно, всего лишь мнение, а мнение относительно (релятивно), субъективно и, следовательно, не может быть всеобщим знанием.
В положительном плане, античный скептицизм поставил вопрос о том, что процесс познания не является простым и однозначным, он довольно труден и сложен. Энесидем в своих "тропах", а затем Агриппа отметили, что трудности в познании идут как от объекта, так и от субъекта. Таким образом, уже в античной философии познавательный процесс был представлен как взаимодействие: с одной стороны – субъекта, с другой стороны – объекта. Это взаимодействие называется "субъект-объектным отношением".
У античных философов все знание было разделено на два качественных уровня:
1. Знание "по мнению" – это то знание, которое обычно нам доступно и которым обычно пользуемся в практике жизни.
2. Знание "по истине". Оно считалось недостижимым, потому что истина, истинное бытие относилось к сущности, первопринципу, к миру за пределами наших органов чувств (например, "мир идей" у Платона, Единое у неоплатоников).
В средневековой гносеологии вопросы ставились и рассматривались в рамках теоцентризма. Соответственно Бог и Божественная тайна рациональным путем или другими способами познания были также недостижимы. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, религии (теологии) и философии, проблемы реальности общих понятий (например, "спор об универсалиях"). Выдвигалась и обсуждалась теория "двойственной истины" как конкретизация проблемы соотношения разума и веры, теологии и философии и др. И все же в средние века гносеологическая проблематика не имела значительного развития.
Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени. Именно с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" – формулировал свое кредо представитель нововременного рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.
Дальнейшее развитие гносеология получает в немецкой классической философии. И. Кант, ее основоположник, философию начинает с вопроса: "Что я могу знать об этом мире?". Одна из главных книг И. Канта – "Критика чистого разума" посвящена проблемам познания и является ответом Канта на этот вопрос. Главная работа другого представителя немецкой классической философии – Фихте "Наукоучение" также разрабатывает гносеологическую проблематику.
В современной философии гносеология активно разрабатывалась представителями неопозитивизма. Основатель "лингвистической философии" (которая существует в рамках неопозитивизма) Л. Витгенштейн в "Логико-философском трактате" рассматривает язык науки, соотношение методов научного знания и философии, их специфику, логику построения теории. Этими же проблемами занимались философы-логики Поппер, Айер, Карнап, Рассел и др.
Другое современное направление, активно занимающееся процессами познания, – "герменевтика". Основателем ее считают Х.-Г. Гадамера. Он был учеником немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера. Герменевтика исследует смысл текста, смысл понятий, их символику, занимается в познании проблемами понимания и интерпретации текста.
Социальная природа познания. Совокупным субъектом познания является все человечество: познавательный процесс невозможен без преемственности в получении знаний. Познание – это наращивание информации, оно осуществляется на базе предшествующих знаний, а также включает и совершенно новые открытия. Соотношение нового и предыдущего знания можно выразить, примерно, как 20% – новое знание, 80% – старое знание.
Огромное значение в познании имеют крупные открытия. знаменующие поворотные моменты в научной и мировоззренческой картинах мира. Тогда меняется парадигма, происходит смена установок. Человечество делает "скачок" в познании. Как правило, одному человеку это просто не под силу, такие явления происходят в масштабе всего человечества.
Познание невозможно без наработанной системы понятий. А система понятий формируется в научном познании посредством языка, и сам язык выступает как система понятий.
Естественный язык и его формирование – результат исторического, социального развития. Первый скачок в развитии был осуществлен тогда, когда человек начал обмениваться опытом, и не только образно, путем копирования, а путем общения с помощью речи, сначала устной, а затем письменной. Значит, познание невозможно без обмена опытом, без передачи информации, без общения, а это процесс социальный.
Причиной познания выступала прежде всего жизненная необходимость, интересы и потребности людей. Они удовлетворялись посредством трудовой деятельности, которую можно осуществлять только сообща, коллективно. Практика людей всегда социальна, а она – основная цель познания. Человек, конечно, познает и ради любопытства, реализует свою любознательность, но это не главная цель познания. Познание ради познания являлось бы бесплодной задачей.
Таким образом, социальность познавательного процесса не вызывает сомнения. И человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.
- Е. М. Удовиченко ф и л о с о ф и я
- Раздел I. Введение в философию 9
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, 39 о сущем бытия 39
- Раздел III. Философия как методология 55
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании 66
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях 83
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса 114
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь)
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники (для практических занятий и написания рефератов)