logo
Удовиченко Философия Элементарный курс

3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития

Философия является базовой методологией отношения человека к миру. Она является основой не только общих позиций или гуманитарных знаний, но и частнонаучного знания вообще. Философия – это знание об общих законах бытия и познания, а каждое частнонаучное знание содержит то или иное философское основание, которое может явно или скрыто определять позицию исследования, в целом подход к проблеме.

Методология – это система способов, совокупность приемов изучения и исследования объектов и предметов бытия сообразно с их свойствами, структурой, функциями, а также учение, наука об этих методах.

Выбор методов обусловливается природой явления, его структурными особенностями, сложностью функционирования и т.д., а также задачами и целями исследования. Поэтому все методы принято делить на частнонаучные методы (опыты, эксперименты); общенаучные (логические и исторические подходы, системный и структурный анализ, индуктивный и дедуктивный способы познания, анализ и синтез, моделирование и пр.) и на философские, которые включают в себя и общефилософскую методологию. Главными философскими методами и соответствующими им концепциями развития выступают, прежде всего:

       Диалектический метод (революционный) и соответственно – диалектическая, революционная концепция развития;

       Антидиалектический, метафизический метод и соответственно – метафизический подход к развитию, который в ряде источников отождествляется с эволюционной теорией развития.

Понятие диалектики неоднозначно. Первоначально (в античности) оно определялось как умение, способ находить истину в споре (Сократ, Платон), ставить вопросы и находить на них ответы, формировать общие понятия. Таким образом, как способ мышления диалектика использовалась как возможность дойти до истины через рассуждение, путем диалога. Но уже и в этом значении диалектика как метод познания содержала в себе главную характеристику – противоречивость (спор, диалог – это, как правило, противоречивость).

Иное понимание диалектики было заложено в философии Гераклита Эфесского. Гераклит впервые поставил вопрос о противоречивой сущности не столько мышления, сколько самого бытия. Гераклит сформировал позицию диалектического отношения к самому бытию. Он выдвинул несколько основных положений, которые характеризовали бытие с точки зрения его всеобщей подвижности, изменчивости, текучести: "все течет, все меняется", "дважды нельзя войти в одну и ту же реку", – писал Гераклит в поэме "О природе вещей". Он отметил всеобщую противоречивость вещей и процессов, неоднородность объектов, существование их как противоположностей в их единстве и одновременно борьбе. В учении Гераклита четко просматриваются следующие основные положения, которые характеризуют его подход как диалектический

     Мир находится в вечном движении и изменении: "и солнце встает не таким, каким оно садится"…

     Предметы и объекты, мир в целом являются противоречивыми в своем бытии.

     Противоположности, составляющие предметы, находятся то в единстве (в согласии, в равновесии), то в борьбе (вражде). Единство противоположностей является непостоянным, временным, относительным. А борьба (вражда) между противоположностями – более характерна и значима. Она понуждает предметы изменяться. Следовательно, борьба является источником движения и изменения.

     Гераклит подчеркивал, что единство противоположностей, их борьба и возможность новых изменений, происходят потому, что противоположности покоятся на едином основании, ведь они принадлежат одному и тому же объекту, являются его неотъемлемыми сторонами: "в одно и то же время вещь и та, и не та",- говорил Гераклит.

Следовательно, уже в античности сложились два понимания диалектики – диалектика бытия и диалектика мышления:

Первое – так называемая "объективная диалектика", диалектика самого бытия, независимая от нашего отношения к бытию и его познанию.

Второе – понимание диалектики как способа отражения бытия, метода познания – "субъективная диалектика". Последняя – это диалектика понятий, самого мышления. В дальнейшем она была развернута в систему диалектической логики. Основы ее были заложены в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В этой философии диалектическая логика получила развитие в форме трансцендентальной логики познания И. Канта – логика рассудочной деятельности нашего мышления по упорядочиванию чувственных ощущений, впечатлений, опыта в понятиях и суждениях рассудка. (Понятие "трансцендентальный" в выше обозначенном смысле у Канта следует отличать от понятия "трансцендентный". Трансцендентный означает – находящийся вне чувственного опыта).

В философии Гегеля диалектическая логика получила свое действительное содержание и оформление в соответствующую систему. Именно в философии Гегеля диалектика получает наиболее полное обоснование и завершение. Гегель не просто разработал и развил отдельные черты предшествующей диалектики, а создал диалектическую систему, имеющую законченный вид. Он сам называл свою систему завершенной. Диалектическая система Гегеля соединила в себе диалектику как мировоззрение, как логику и как теорию познания. Она представлена единством диалектических категорий, понятий и законов, по которым осуществляет свое развитие гегелевская Абсолютная Идея. В дальнейшем эта система диалектики почти полностью была воспринята марксистской философией, только основание ее было уже другое – материалистическое. В марксистской интерпретации данная система представлена следующим образом.

Основные диалектические законы:

1.     Закон единства и борьбы противоположностей.

2.     Закон перехода количественных изменений в качественные.

3.     Закон отрицание отрицания (двойного отрицания).

Нужно иметь в виду, что диалектика и Гегеля, и марксизма не ограничена этими тремя законами, она дополнена системой диалектических (философских) категорий: всеобщее и единичное, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма, часть и целое, причина и следствие, количество и качество, закономерность (необходимость) и случайность, необходимость и свобода, истина и заблуждение и др.

Главными принципами диалектики являются а) принцип развития, б) принцип всеобщей взаимосвязи, в) принцип противоречивости. Именно разное понимание этих принципов и противопоставляет диалектический и метафизический подходы (методы). В гегелевской философии диалектическое развитие – это, прежде всего, не развитие материи (как в материалистической, марксистской диалектике), а развитие Абсолютной Идеи. Она выступает началом, источником и завершением всеобщей логики бытия и мышления, развиваясь по диалектическим законам. Диалектика Гегеля – это не диалектика бытия, а диалектика понятий, диалектика всеобщего познавательного процесса, абсолютный панлогизм ("пан" – всеобщий, всеохватывающий). Диалектика бытия повторяет диалектику Идеи, и то только в том смысле, что бытие тождественно Идее (гегелевское тождество бытия и мышления). В общем смысле, безотносительно к форме диалектики – идеалистическая она или материалистическая – диалектика подходит к миру, мышлению с точки зрения развития, изменения, движения. Но имеет в виду при этом не любое изменение, а, прежде всего, качественное. То есть развитие влечет за собой изменение сущности, качественной определенности объекта. Конкретно развитие включает в себя:

1.     Необратимость изменений (прогрессивных или регрессивных);

2.     Количественный и качественный (сущностный) характер этих изменений;

3.     Внутреннюю противоречивость как источник развития;

4.     Развитие имеет определенную направленность (например, от простого к более сложному);

5.     Развитие – это всегда преемственность (определенная связь нового со старым);

6.     Диалектическое развитие включает в себя не только постепенность, а более всего, скачкообразность – резкое, быстрое, заметное изменение (революционное).

Революционная концепция развития сложилась, действительно, на основе диалектического метода. Закон "единства и борьбы противоположностей" марксисты называли "алгеброй революции", ее движущей силой, характеризующей классовую борьбу. Объяснение необходимости и закономерности смены одной общественно-экономической формации другой хорошо "укладывалось" и в другой диалектический закон – "перехода количественных изменений в качественные", а революция знаменовала быстрые коренные изменения. А то, что революции, особенно плохо и наспех подготовленные (а, как правило, так и бывает, потому что в них много стихийности, спонтанности), несут множество бедствий, насилия, страданий, разрушений культурного уклада; требуют много жертв, человеческих жизней – это понимание пришло к человечеству только после ряда горьких исторических уроков тех или иных революций. Поэтому все призывы к революционному (читай: насильственному) переустройству общества должны настораживать общество и современного человека. Необходимо думать не только о текущем моменте, но и о его последствиях.

Принцип развития возможен и на пути эволюции, т.е. медленных, постепенных, не сразу заметных изменений сущности. Под эволюцией чаще понимают количественные изменения. Это, действительно, в первом приближении так. Но количественные изменения по тем же законам диалектики рано или поздно приводят все же и к качественным изменениям. Другое дело, что качественные изменения при этом появляются как бы незаметно в ходе постепенных эволюционных изменений. Эволюция в отличие от революции вносит в развитие меньше разрушительных, болезненных моментов и тенденций. И хотя по времени она более длительный, чем революция, процесс, эволюционные преобразования более предпочтительны в силу их мягкости и гуманистической результативности, особенно, если это касается изменений в обществе, в человеческих отношениях. В обществе эволюция чаще всего принимает вид реформ. В отличие от стихийной эволюции в природе или космосе, реформа – это целенаправленное преобразование в тех или иных областях жизнедеятельности: реформа в экономике, культуре, образовании, судебной системе… Задача реформирования –улучшение функционирования тех или иных сфер общественной жизни, и, в итоге, изменение качества жизни, комфортности бытия.

Возвращаясь к диалектике и метафизике как всеобщим методам познания и подхода к пониманию бытия, отметим еще некоторые характеристики:

     Диалектика требует всестороннего охвата объекта. Иными словами, для истинного, объективного познания нет предела исследованию различных сторон объекта, его отношений и связей, находящихся всегда в движении, в изменении. Чем больше мы знаем об объекте, тем лучше.

     Объект должен изучаться не только логически, но и исторически, в его исторической преемственности. Он должен быть включен в контекст его генетического становления. Логика объекта и его история (генезис) должны находиться в единстве.

     Источник движения усматривается, прежде всего, внутри самого объекта, а потом уже и вне его. Необходимо вначале искать внутренние причины бытия объекта, исходить из самодвижения, а потом соединять их с внешними.

     Диалектика гласит: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Объект нельзя рассматривать в отрыве от среды, обстоятельств, условий; вне концепций и теорий, которые уже сложились и так или иначе определили объект.

     Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более сложной и т.д.