3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
Философия является базовой методологией отношения человека к миру. Она является основой не только общих позиций или гуманитарных знаний, но и частнонаучного знания вообще. Философия – это знание об общих законах бытия и познания, а каждое частнонаучное знание содержит то или иное философское основание, которое может явно или скрыто определять позицию исследования, в целом подход к проблеме.
Методология – это система способов, совокупность приемов изучения и исследования объектов и предметов бытия сообразно с их свойствами, структурой, функциями, а также учение, наука об этих методах.
Выбор методов обусловливается природой явления, его структурными особенностями, сложностью функционирования и т.д., а также задачами и целями исследования. Поэтому все методы принято делить на частнонаучные методы (опыты, эксперименты); общенаучные (логические и исторические подходы, системный и структурный анализ, индуктивный и дедуктивный способы познания, анализ и синтез, моделирование и пр.) и на философские, которые включают в себя и общефилософскую методологию. Главными философскими методами и соответствующими им концепциями развития выступают, прежде всего:
Диалектический метод (революционный) и соответственно – диалектическая, революционная концепция развития;
Антидиалектический, метафизический метод и соответственно – метафизический подход к развитию, который в ряде источников отождествляется с эволюционной теорией развития.
Понятие диалектики неоднозначно. Первоначально (в античности) оно определялось как умение, способ находить истину в споре (Сократ, Платон), ставить вопросы и находить на них ответы, формировать общие понятия. Таким образом, как способ мышления диалектика использовалась как возможность дойти до истины через рассуждение, путем диалога. Но уже и в этом значении диалектика как метод познания содержала в себе главную характеристику – противоречивость (спор, диалог – это, как правило, противоречивость).
Иное понимание диалектики было заложено в философии Гераклита Эфесского. Гераклит впервые поставил вопрос о противоречивой сущности не столько мышления, сколько самого бытия. Гераклит сформировал позицию диалектического отношения к самому бытию. Он выдвинул несколько основных положений, которые характеризовали бытие с точки зрения его всеобщей подвижности, изменчивости, текучести: "все течет, все меняется", "дважды нельзя войти в одну и ту же реку", – писал Гераклит в поэме "О природе вещей". Он отметил всеобщую противоречивость вещей и процессов, неоднородность объектов, существование их как противоположностей в их единстве и одновременно борьбе. В учении Гераклита четко просматриваются следующие основные положения, которые характеризуют его подход как диалектический
Мир находится в вечном движении и изменении: "и солнце встает не таким, каким оно садится"…
Предметы и объекты, мир в целом являются противоречивыми в своем бытии.
Противоположности, составляющие предметы, находятся то в единстве (в согласии, в равновесии), то в борьбе (вражде). Единство противоположностей является непостоянным, временным, относительным. А борьба (вражда) между противоположностями – более характерна и значима. Она понуждает предметы изменяться. Следовательно, борьба является источником движения и изменения.
Гераклит подчеркивал, что единство противоположностей, их борьба и возможность новых изменений, происходят потому, что противоположности покоятся на едином основании, ведь они принадлежат одному и тому же объекту, являются его неотъемлемыми сторонами: "в одно и то же время вещь и та, и не та",- говорил Гераклит.
Следовательно, уже в античности сложились два понимания диалектики – диалектика бытия и диалектика мышления:
Первое – так называемая "объективная диалектика", диалектика самого бытия, независимая от нашего отношения к бытию и его познанию.
Второе – понимание диалектики как способа отражения бытия, метода познания – "субъективная диалектика". Последняя – это диалектика понятий, самого мышления. В дальнейшем она была развернута в систему диалектической логики. Основы ее были заложены в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В этой философии диалектическая логика получила развитие в форме трансцендентальной логики познания И. Канта – логика рассудочной деятельности нашего мышления по упорядочиванию чувственных ощущений, впечатлений, опыта в понятиях и суждениях рассудка. (Понятие "трансцендентальный" в выше обозначенном смысле у Канта следует отличать от понятия "трансцендентный". Трансцендентный означает – находящийся вне чувственного опыта).
В философии Гегеля диалектическая логика получила свое действительное содержание и оформление в соответствующую систему. Именно в философии Гегеля диалектика получает наиболее полное обоснование и завершение. Гегель не просто разработал и развил отдельные черты предшествующей диалектики, а создал диалектическую систему, имеющую законченный вид. Он сам называл свою систему завершенной. Диалектическая система Гегеля соединила в себе диалектику как мировоззрение, как логику и как теорию познания. Она представлена единством диалектических категорий, понятий и законов, по которым осуществляет свое развитие гегелевская Абсолютная Идея. В дальнейшем эта система диалектики почти полностью была воспринята марксистской философией, только основание ее было уже другое – материалистическое. В марксистской интерпретации данная система представлена следующим образом.
Основные диалектические законы:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицание отрицания (двойного отрицания).
Нужно иметь в виду, что диалектика и Гегеля, и марксизма не ограничена этими тремя законами, она дополнена системой диалектических (философских) категорий: всеобщее и единичное, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма, часть и целое, причина и следствие, количество и качество, закономерность (необходимость) и случайность, необходимость и свобода, истина и заблуждение и др.
Главными принципами диалектики являются а) принцип развития, б) принцип всеобщей взаимосвязи, в) принцип противоречивости. Именно разное понимание этих принципов и противопоставляет диалектический и метафизический подходы (методы). В гегелевской философии диалектическое развитие – это, прежде всего, не развитие материи (как в материалистической, марксистской диалектике), а развитие Абсолютной Идеи. Она выступает началом, источником и завершением всеобщей логики бытия и мышления, развиваясь по диалектическим законам. Диалектика Гегеля – это не диалектика бытия, а диалектика понятий, диалектика всеобщего познавательного процесса, абсолютный панлогизм ("пан" – всеобщий, всеохватывающий). Диалектика бытия повторяет диалектику Идеи, и то только в том смысле, что бытие тождественно Идее (гегелевское тождество бытия и мышления). В общем смысле, безотносительно к форме диалектики – идеалистическая она или материалистическая – диалектика подходит к миру, мышлению с точки зрения развития, изменения, движения. Но имеет в виду при этом не любое изменение, а, прежде всего, качественное. То есть развитие влечет за собой изменение сущности, качественной определенности объекта. Конкретно развитие включает в себя:
1. Необратимость изменений (прогрессивных или регрессивных);
2. Количественный и качественный (сущностный) характер этих изменений;
3. Внутреннюю противоречивость как источник развития;
4. Развитие имеет определенную направленность (например, от простого к более сложному);
5. Развитие – это всегда преемственность (определенная связь нового со старым);
6. Диалектическое развитие включает в себя не только постепенность, а более всего, скачкообразность – резкое, быстрое, заметное изменение (революционное).
Революционная концепция развития сложилась, действительно, на основе диалектического метода. Закон "единства и борьбы противоположностей" марксисты называли "алгеброй революции", ее движущей силой, характеризующей классовую борьбу. Объяснение необходимости и закономерности смены одной общественно-экономической формации другой хорошо "укладывалось" и в другой диалектический закон – "перехода количественных изменений в качественные", а революция знаменовала быстрые коренные изменения. А то, что революции, особенно плохо и наспех подготовленные (а, как правило, так и бывает, потому что в них много стихийности, спонтанности), несут множество бедствий, насилия, страданий, разрушений культурного уклада; требуют много жертв, человеческих жизней – это понимание пришло к человечеству только после ряда горьких исторических уроков тех или иных революций. Поэтому все призывы к революционному (читай: насильственному) переустройству общества должны настораживать общество и современного человека. Необходимо думать не только о текущем моменте, но и о его последствиях.
Принцип развития возможен и на пути эволюции, т.е. медленных, постепенных, не сразу заметных изменений сущности. Под эволюцией чаще понимают количественные изменения. Это, действительно, в первом приближении так. Но количественные изменения по тем же законам диалектики рано или поздно приводят все же и к качественным изменениям. Другое дело, что качественные изменения при этом появляются как бы незаметно в ходе постепенных эволюционных изменений. Эволюция в отличие от революции вносит в развитие меньше разрушительных, болезненных моментов и тенденций. И хотя по времени она более длительный, чем революция, процесс, эволюционные преобразования более предпочтительны в силу их мягкости и гуманистической результативности, особенно, если это касается изменений в обществе, в человеческих отношениях. В обществе эволюция чаще всего принимает вид реформ. В отличие от стихийной эволюции в природе или космосе, реформа – это целенаправленное преобразование в тех или иных областях жизнедеятельности: реформа в экономике, культуре, образовании, судебной системе… Задача реформирования –улучшение функционирования тех или иных сфер общественной жизни, и, в итоге, изменение качества жизни, комфортности бытия.
Возвращаясь к диалектике и метафизике как всеобщим методам познания и подхода к пониманию бытия, отметим еще некоторые характеристики:
Диалектика требует всестороннего охвата объекта. Иными словами, для истинного, объективного познания нет предела исследованию различных сторон объекта, его отношений и связей, находящихся всегда в движении, в изменении. Чем больше мы знаем об объекте, тем лучше.
Объект должен изучаться не только логически, но и исторически, в его исторической преемственности. Он должен быть включен в контекст его генетического становления. Логика объекта и его история (генезис) должны находиться в единстве.
Источник движения усматривается, прежде всего, внутри самого объекта, а потом уже и вне его. Необходимо вначале искать внутренние причины бытия объекта, исходить из самодвижения, а потом соединять их с внешними.
Диалектика гласит: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Объект нельзя рассматривать в отрыве от среды, обстоятельств, условий; вне концепций и теорий, которые уже сложились и так или иначе определили объект.
Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более сложной и т.д.
- Е. М. Удовиченко ф и л о с о ф и я
- Раздел I. Введение в философию 9
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, 39 о сущем бытия 39
- Раздел III. Философия как методология 55
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании 66
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях 83
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса 114
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь)
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники (для практических занятий и написания рефератов)