logo
Удовиченко Философия Элементарный курс

6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы

Представления о будущем Земли и человечества волнуют философов, начиная еще с античности. Но футурология (от "футур" – будущее) как представления о будущем в рамках философии истории сложилась только к середине XX в. Термин "футурология" был введен немецким ученым и философом Флехтгеймом в 40-х годах XX в. Ее характеризуют как "науку о будущем", но так как пока предмет ее достаточно не обозначен, то под ней чаще подразумевают теорию и практику прогнозирования социальных процессов. В конце 60-х на первый план выходит изучение глобальных проблем, связанных с отношением человека к природе, использованию ресурсов, разработкам новых технологий, мирному и нравственному использованию научно-технических достижений и ряд других проблем. В это время достаточно громко заявляет о себе Римский клуб, куда вошли видные ученые, экономисты, социологи, философы ( Печчеи, Медоуз, Ласло, Тирбенген, Форрестер и др.). Основная проблематика Римского клуба в это время концентрировалась вокруг осмысления последствий научно-промышленной деятельности и "пределов роста" потребления. Все больше техники и вещей, все больше скорости, все больше загрязнений, а что же дальше? – спрашивали эти ученые. Своими вопросами они бросали вызов для обращения и более пристального внимания к этим проблемам. В целом в рамках футурологии последней трети XX в. можно выделить как направления пессимистов (Форрестер, Медоуз и др.), в основном, связанные с негативными оценками научно-технического развития, так и оптимистов (Тоффлер, Ласло и др.), которые не так мрачно смотрели на будущее развитие техногенной цивилизации

Глобальные (от лат. "глоба" – земной шар) проблемы – это совокупность жизненно важных проблем, касающихся всего человечества в целом, от решения которых зависит не только дальнейший прогресс человеческой цивилизации, но и само ее существование. К глобальным проблемам принято относить: а) угрозу всеобщей войны с использованием оружия массового уничтожения; б) преодоление разрыва в экономическом развитии между бедными и богатыми странами. Бедные страны несут угрозу голода, болезней, массовых эпидемий, которые могут угрожать существованию человечества; в) перераспределение населения – угроза "демографического взрыва" в странах с лавинонарастающим населением и исчезновения наций с высоким уровнем смертности и низкой рождаемостью; г) предотвращение загрязнения окружающей среды; д) поиск новых видов энергии; е) борьбу со смертельными заболеваниями; ж) освоения космоса; з) борьбу с терроризмом, в том числе компьютерным и т.д.

Человечеству хватит этих проблем не на один век. Эти жизненно важные для всего человечества задачи хотя и существовали раньше как локальные или региональные, но в последней половине XX в. приобрели остроту и масштабность. Трезво мыслящие философы отвергают как пессимистические прогнозы, так и псевдооптимистические выводы. Первые считают, что эти проблемы никогда не будут решены, а ситуация будет все только ухудшаться. Решать их можно ценой, так называемого, "нулевого роста" экономики (чтобы предотвратить экологическую катастрофу) и ограничения роста населения земного шара. Но ведь это в большей степени утопические решения. Все будет идти естественным путем и можно говорить только о разумном регулировании этих процессов, распространением ноосферы на деятельность, выстраиванием коэволюционных моделей и претворением их в жизнь. Конечно, не все проблемы одинаковы по своей значимости, но все требуют или скорейшего или безотлагательного решения.