6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
Представления о будущем Земли и человечества волнуют философов, начиная еще с античности. Но футурология (от "футур" – будущее) как представления о будущем в рамках философии истории сложилась только к середине XX в. Термин "футурология" был введен немецким ученым и философом Флехтгеймом в 40-х годах XX в. Ее характеризуют как "науку о будущем", но так как пока предмет ее достаточно не обозначен, то под ней чаще подразумевают теорию и практику прогнозирования социальных процессов. В конце 60-х на первый план выходит изучение глобальных проблем, связанных с отношением человека к природе, использованию ресурсов, разработкам новых технологий, мирному и нравственному использованию научно-технических достижений и ряд других проблем. В это время достаточно громко заявляет о себе Римский клуб, куда вошли видные ученые, экономисты, социологи, философы ( Печчеи, Медоуз, Ласло, Тирбенген, Форрестер и др.). Основная проблематика Римского клуба в это время концентрировалась вокруг осмысления последствий научно-промышленной деятельности и "пределов роста" потребления. Все больше техники и вещей, все больше скорости, все больше загрязнений, а что же дальше? – спрашивали эти ученые. Своими вопросами они бросали вызов для обращения и более пристального внимания к этим проблемам. В целом в рамках футурологии последней трети XX в. можно выделить как направления пессимистов (Форрестер, Медоуз и др.), в основном, связанные с негативными оценками научно-технического развития, так и оптимистов (Тоффлер, Ласло и др.), которые не так мрачно смотрели на будущее развитие техногенной цивилизации
Глобальные (от лат. "глоба" – земной шар) проблемы – это совокупность жизненно важных проблем, касающихся всего человечества в целом, от решения которых зависит не только дальнейший прогресс человеческой цивилизации, но и само ее существование. К глобальным проблемам принято относить: а) угрозу всеобщей войны с использованием оружия массового уничтожения; б) преодоление разрыва в экономическом развитии между бедными и богатыми странами. Бедные страны несут угрозу голода, болезней, массовых эпидемий, которые могут угрожать существованию человечества; в) перераспределение населения – угроза "демографического взрыва" в странах с лавинонарастающим населением и исчезновения наций с высоким уровнем смертности и низкой рождаемостью; г) предотвращение загрязнения окружающей среды; д) поиск новых видов энергии; е) борьбу со смертельными заболеваниями; ж) освоения космоса; з) борьбу с терроризмом, в том числе компьютерным и т.д.
Человечеству хватит этих проблем не на один век. Эти жизненно важные для всего человечества задачи хотя и существовали раньше как локальные или региональные, но в последней половине XX в. приобрели остроту и масштабность. Трезво мыслящие философы отвергают как пессимистические прогнозы, так и псевдооптимистические выводы. Первые считают, что эти проблемы никогда не будут решены, а ситуация будет все только ухудшаться. Решать их можно ценой, так называемого, "нулевого роста" экономики (чтобы предотвратить экологическую катастрофу) и ограничения роста населения земного шара. Но ведь это в большей степени утопические решения. Все будет идти естественным путем и можно говорить только о разумном регулировании этих процессов, распространением ноосферы на деятельность, выстраиванием коэволюционных моделей и претворением их в жизнь. Конечно, не все проблемы одинаковы по своей значимости, но все требуют или скорейшего или безотлагательного решения.
- Е. М. Удовиченко ф и л о с о ф и я
- Раздел I. Введение в философию 9
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, 39 о сущем бытия 39
- Раздел III. Философия как методология 55
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании 66
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях 83
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса 114
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- 1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах (краткий адаптированный словарь)
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники (для практических занятий и написания рефератов)