Милетская школа
Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περί φύσεως Ιστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество” .
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);
• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".
Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
• считали единицу мельчайшей частицей всего;
• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
• весь материальный мир состоит из атомов;
• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
• атомы находятся в вечном движении;
• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
Фалес (Сафонова)
Фале́с
Фале́с (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список "семи мудрецов", заложивших основы греческой культуры и государственности.
Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в его время.
Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем.
Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.
Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.
Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.
Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают[источник не указан 724 дня], что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, —585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).
Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.
Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.
Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.
Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.
Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира(царя Персии).
- Философия и мировоззрение
- Исторические типы мировоззрения.
- Особенности, черты:
- Предмет философии
- Структура философии
- Функции философии
- Этапы развития философии
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия XIX-XX вв.
- Основной вопрос и основные направления философии
- Древневосточная философия: общая характеристика.
- Древнеиндийская философия
- Философия буддизма
- 2. Течения Буддизма:
- Глоссари
- Философия Китая
- Предыстория китайской философии (до VI века до н. Э.)
- Древняя китайская философия (VI—II вв. До н. Э.)
- Средневековый период китайской философии (II в. До н. Э. — X в. Н. Э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. Н. Э.)
- Жень - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
- Античная философия.
- Милетская школа
- Сочинения
- Наука Астрономия
- Геометрия
- Устройство космоса
- Глоссарий
- Анаксима́ндр Миле́тский
- Космология
- Астрономия и география
- Анаксиме́н Миле́тский
- Пифагор и пифагорейцы
- Элейская школа
- История
- Парадоксы
- Парадоксы множества.
- Стрела.
- Стадий.
- Значение Элейской школы
- Глоссарий
- Анаксагор
- Парменид
- Софисты
- Философия софистов
- Протагор (Protagoras, 480–411 до н.Э.)
- Горгий (ок. 483—373 до н. Э.)
- Значение деятельности софистов
- Глоссарий
- Платон(Аристокл).
- Биография.
- Учение о душе.
- Диалектика Платона.
- Значение философии Платона.
- Глоссарий.
- Аристотель.
- Эллинистическая школа
- 1.Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф)
- 2.Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
- 3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
- Эпикуреизм
- Антисфен
- Глоссарий:
- Диоген Синопский
- Скептицизм
- Секст эмпирик
- Стоици́зм
- Логика Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.
- Периодизация стоицизма
- Марк аврелий
- Неоплатонизм
- Филон Александрийский
- Глоссарий
- Философия Средневековья (VI-XIV в.)
- Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)
- Исламская философия
- Основные представители:
- Ибн Сина
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия.
- Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
- Мировая история, история познания
- 4. Объективный идеализм г. Гегеля
- 5. Антропологический материализм л. Фейербаха
- В атеистическо-антропологической теории л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
- Русская философия.
- 1.2.Небытие
- 1.3.Основные формы бытия:
- История возникновения материи
- 2.3. Основные свойства материи (атрибуты).
- Сознание.
- Основные подходы к проблеме сознания.
- Объяснение происхождения сознания.
- Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.
- Структура сознания.
- Познание.
- Два уровня познания.
- Проблема истины.
- Практика как критерий истины
- 1. «Закон единства и борьбы противоположностей»
- 2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»
- 3. «Закон отрицания отрицания»
- Форма и содержание.
- Философия истории
- Будущее
- Проблема человека в философии.
- Основные определения: