logo search

24.Феноменология и экзистенциализм в западной философии XX века

Феноменология - вначале одна из философских дисциплин, позднее идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственной области философского анализа, рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если вклассической философии Ф. – введение в систему логики иметафизики, то в современной философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Современная Ф. так или иначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859-1938), разработавшего основные принципы феноменологической философии. До него Ф. понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления. Гуссерль впервые рассматривает Ф. как новую философию с присущим ей новым феноменологическим методом, являющимся фундаментом науки. Главные цели Ф. – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что есть сознание? и 2) чем оно отличается от того, что не является сознанием? Ф. стремится выделить чистое, т.е. допредметное, досимволическое сознание, или “субъективный поток”, иопределить его особенности. Делают они это потому, что сознание – очень сложное образование с различными функциями. Выделив “чистое” сознание, мы поймем сущность сознания вообще. Главная характеристика сознания вообще – это его постоянная направленность на предметы. Такая “наивная” направленность сознания на внешние предметы называется “интенциональностью”. Сознание всегда интенционально, т.е. направлено на что-либо. В своей деятельности, как теоретической, так ипрактической, человек “наивен”, т. е. он не видит тех “смыслов”, которые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек считает, что познает объекты как нечто независящее от сознания, своего и других людей, но на самом деле это не объекты, а “предметы” (то, что передо мной), иными словами, объекты, в которые я вношу определенные смыслы – или “очеловеченные объекты” или данные в сознании. Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования “жизненного мира” и из них черпаем понятия науки. Задача Ф. – показать, как родились вторичные образования жизненного мира.

Экзистенциализм — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. В философии экзистенциализм объединяет 3 философские тенденции: философия теологических различий Кьеркиора; иррациональная философия жизни от Ницше до Дильтея; феноменология Гуссерля. Ведущие представители — Хайдегер, Ясперс, Сартр, Морсель, Шестов, Бердяев. Согласно Сартру, бытие может быть обнаружено нами лишь некоторыми средствами прямого доступа, а именно через переживание скуки и отвращения. Согласно Хайдегеру, безусловно находящееся в нас самих, оно открывается в не исторических целеуказаниях, а в индивидуальном неоспоримом действии. Согласно Сперсу, важнейшей категорией экзистенциализма является ситуация — это то, что человек постоянно претерпевает.