Социально-философские учения Ренессанса
Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философии и социологии. В эпоху Возрождения появились социологические концепции, которые рассматривали общество как сумму изолированных индивидов, приобрели огромное значение концепции государства и права.
Наиболее влиятельным теоретиком общества и государства эпохи Возрождения по праву считают Н.Макиавелли. В своем сочинении «О государе». Макиавелли предлагал политикам изучать характерные особенности природы людей и человеческую историю. По его мнению, зная прошлое, можно предвидеть и настоящее. Поскольку природа людей всегда и везде одинакова, то знание человеческих слабостей позволит использовать их.
Высшей целью политики, по Макиавелли, является величие и мощь государства. Благо государство должно быть главным законом общественной жизни. Макиавелли считает, что интересам государства должна быть подчинена и деятельность церкви, назначение которой он видел в упрочении государственной власти путем внушения народу беспрекословного повиновения властям.
Поскольку благополучие и сила государства составляют, по мнению Макиавелли, высший закон политики, то для достижения этой цели пригодны любые средства подкуп, убийство, отравление, вероломство. Он провозгласил принцип, согласно которому, цель оправдывает средства. Глупо обвинять Макиавелли в аморализме: Макиавелли только передал суть политики как таковой, которая по природе своей не сочетается с нравственностью. Духовность, гуманность и мораль существуют на
границе с политикой, не проникая в ее сущность.
Усиливающаяся эксплуатация в эпоху Возрождения привела к появлению общественно-политических теоретиков, выражавших интересы народа. К их числу относятся Т.Мор и Т.Кампанелла. Основы политики, изложенные в работе Макиавелли, получили название макиавеллизма, учения о достижении политических целей, основывающегося на беззастенчивых и неразборчивых средствах.
В первой части своей книги «Утопия» Томас Мор подверг острой
критике положение, сложившееся в Англии в связи с накоплением капитала. В качестве основной причины социального зла Томас Мор рассматривает частную собственность. Видя в частной собственности основную причину социальных бедствий трудящихся, Томас Мор рисует идеальный строй, при котором общественное производство организовано на условиях всеобщего равенства.
Интересной стороной мировоззрения Томаса Мора является: В первой части своей книги «Утопия» Томас Мор подверг острой критике положение, сложившееся в Англии в связи с накоплением капитала. Видя в частной собственности основную причину социальных бедствий народа, Томас Мор рисует ид
обоснование им необходимости идеального общественного строя. Жители Утопии устраивают свою жизнь так, как им диктует природа человека, стремящегося к здоровым наслаждениям и к пользе, диктуемой разумом. Идеальный общественный строй обосновывается Томасом Мором при посредстве рациональной аргументации. В этом его отличие от других утопистов, которые связывали радикальные уравнительные требования с религиозной аргументацией, ссылаясь на священное Писание.
Утопическим по своему содержанию было и учение итальянского
мыслителя-монаха - Томмазо Кампанеллы. Его произведение «Город Солнца» не только воспроизводит отдаленный социальный идеал, но представляет политическую программу, которую Кампанелла рассчитывал осуществить в случае победы над испанскими поработителями. Реалиям социальной действительности Италии он противопоставил утопический строй города Солнца.
У жителей города Солнца, соляриев, нет частной собственности, труд обязателен для всех граждан, полностью отсутствует праздность и паразитизм. Это приводит к тому, что не люди служат вещам, а вещи – людям. Все, что создано совместным трудом, считается общим достоянием. Уважение к труду прививается с детства в соответствии с природными наклонностями. Труд является не обязанностью, а потребностью. Все виды труда являются одинаково почетными, а наиболее почетными – самые тяжелые.
Таким образом, в развитии философии Возрождения выделились такие направления: гуманистическое, натурфилософское, естественнонаучное и социологическое. Общей чертой всех философских учений эпохи Возрождения, несмотря на наличие некоторых существенных различий, является гуманистическая направленность.
Основные понятия: монотеизм, теоцентризм, креационизм, откровение, эсхатология, патристика, схоластика, реализм, номинализм, концептуализм, томизм, гуманизм, пантеизим, антропоцентризм, деизм, телеологизм, индивидуализм, утопия.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.