logo search
Filosofia

Функции философии.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

  1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы мировоззрения

Совокупность самых важных убеждений, устанавливающих наше понимание того, что есть окружающий мир, кто мы такие, какова наша связь с миром – есть человеческое мировоззрение. Мировоззрение состоит из убеждений, а не просто знаний. Знание может быть нейтральным. Знание становится элементом мировоззрения, когда оно имеет достаточную широту и обретает личностную значимость. Мировоззрение – это основа жизни, стержень, на который нанизываются наши чувства. Человек по сути таков, каково его мировоззрение. Мировоззрение с трудом поддаётся самонаблюдению. Жизненный смысл мировоззрения заключается в том, чтобы ориентировать наши мысли и действия. Эти ориентиры должны быть прочными, иначе человек не будет иметь представлений о базовых ценностях.

Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную позицию и ценностную ориентацию.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Миф – самая древняя форма мировоззренческого обобщения человеческого опыта. Слово «миф» (от греч. mythos – сказание, предание) многозначно. В древнегреческих мифах повествуется о деяниях героев и богов, творении мира и его познании человеком, происхождении людей и животных, важнейших событиях человеческой жизни, некоторых знаменательных исторических событиях. Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический ( рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Миф опирается на художественно-образное мировосприятие, на внушение, а не на доказательство. На место явлений действительности миф ставит мифологических существ.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религия основана на мифах и здесь нет чёткого разграничения, но нет и полного тождества. Однако не все мифы религиозны. Отличительный признак религии – это феномен веры. Вера – это убеждённость в чём-то недоказуемом. Вера появляется тогда, когда что-то не поддаётся объяснению. Например, мы часто верим людям, транспорту и т.д. Это так называемая житейская или практическая вера. Религиозная вера – это вера в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром и требующих поклонения. Естественными мы называем природные силы и явления, а сверхъестественные – это более могущественные силы. В людях также есть что-то сверх природное (мысли, сознание, духовность).

Изначально боги мало чем отличались от людей. В толпе богов не все были нравственными. Но со временем появилась идея единобожия. Она утвердилась в иудея-палестинской среде. Монотеистические религии освящают нормы морали.

Религиозное мировоззрение может быть рассматриваемо на двух уровнях: теоретическом и обыденном. Теоретический уровень предполагает концептуальное осмысление религиозных учений, создание правил и норм жизни верующих и духовенства, доказательства сверхестественного происхождения священного писания, богодухновенности священного предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. На обыденном уровне религиозное мировоззрение проявляется в эмоциональной сфере, в переживании личностного религиозного опыта.

Одной из из характерных черт религиозного мировоззрения является удвоение мира на человеческий, реальный и божественный, идеальный при приоритете последнего, что в свою очередь проявляется в идеях провиденциализма, телеологии и креационизма. Провиденциализм – это теологическая концепция истории как промысла божьего, согласно которой любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, утверждают присутствие Бога в мире и являются проявлением его воли. Телеология утверждает, что всё существующее развивается согласно изначально предустановленных целей, при этом данные цели имеют сверхъестественный источник. Креационизм – религиозное учение о творении мира Богом из ничего.

Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего сущего. Причём это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее.

Для религии характерно признание духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделённых сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и др.).

Религиозное мировоззрение связывает людей в социальное целое. Религия даёт готовый набор мировоззренческих убеждений. В этом и есть сила религии. Но она имеет и обратную сторону – религия догматична. Символы веры догматичны, в них нужно верить и не подвергать их сомнению.