logo search
Философия 3

2.Античная философия

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным.

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен. Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха.

Философов Милетской школы можно назвать физиками или физиологами, т.к. они понимали основу мира как материю.

Гераклит Эфесский в основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Левкипп выдвинул идею множественности элементов существующего. Левкипп для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые – атомы. Пустота и атомное бытие вместе порождают движение.

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени.

Он был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Человек, который познал добро, не может творить зло.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

Платон создал знаменитую Академию - место, где он организовывал свои собрания. Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона считают родоначальником объективного идеализма. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа.

Единое трактуется Платоном как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум. Ум рассматривается как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа, которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”.

Философия эйдосов. Эйдос – это: 1.идея, форма, причина и источник бытия; 2.образец, сущность вещи; 3.цель, к которой надо стремиться. Мир эйдосов первичен, все остальное вторично. Наш мир – это соединение материи и эйдосов.

Учение Платона о государстве и человеке. Платон создает классификацию государств. 1.тимократия (власть честолюбцев- талантливых и умных людей); 2.олигархия (власть богатых, немногих); 3.демократия (власть граждан, существование манипуляции толпой); 4.тирания (власть одного).

Платон предлагает идеальное государство, где правят мудрецы и философы – первый класс. Второй класс – это воины, защищающие государство. Третий класс – ремесленники, обеспечивающие государство. В каждом классе доминирует честь души. У философов – разумная, у воинов – волевая, у ремесленников – вожделеющая, неразумная.

Аристотель критикует учение Платона об эйдосах и вещах, а утверждает, что существование вещи без сущности невозможно.

Сущность, считает Аристотель, это то, что лежит в основе: в одном смысле — это материя, в другом — понятие и форма, а на третьем месте — то, что состоит из материи и формы. Сущность — причина не только реально существующего, но и будущего бытия.

Аристотель выделяет 4 первопричины бытия: 1.материальная (потенция, возможность); 2.формальная (активность, актуальность); 3.воздействующая; 4.целевая – главенствующая.

Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины. Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследовании сущности этих фактов и лишь тогда станет возможным истинное знание.

Поиск истины осуществляется через силлогизмы (умозаключения) с использованием индукции и дедукции. Существенным элементом поисков истины выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), которые он рассматривает как тесно взаимосвязанные друг с другом, подвижные и текучие.

Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика выступает одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.

Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, а цель его существования — достижение блага людей. Аристотель считает, что человек, по природе своей, существо политическое и свое завершение, можно сказать, совершенство он получает в государстве. Если человек обладает нравственными устоями, то он может достигнуть совершенства. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных — стремление к личному благу, выгоде.

Аристотель выделял следующие формы государства: 1.монархия (власть одного во имя блага государства); 2.аристократия (власть немногих, которые учитывают интересы большинства для сохранения блага и государства); 3.полития (власть для общей пользы).

Деформированными Аристотель считал следующие формы государства: 1.тирания (власть одного против всех для своего блага); 2.олигархия (власть богатых, немногих); 3.демократия (господство толпы.