1. Аристотель о происхождении человека
Анализируя аристотелевскую трактовку человека, необходимо обратить внимание на то, что Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ознаменовал собой закат классического периода древнегреческой философии. Будучи учеником Платона, он подверг переосмыслению многие его идеи, сконцентрировав свою критику вокруг теории идей. Из критики Аристотеля, которая определялась стремлением осмыслить теорию идей Платона с позиций здравого смысла, можно сделать некоторые выводы, сводимые к следующим: мир один: он духовно-материальный, реально существующий; вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не “запредельный” мир идей; в центре познания должны быть не абстракции и схемы, а сами вещи и процессы.
Следует обратить внимание на основные разделы его философской системы: логика как учение об орудии научного исследования; учение о бытии, изложенное в своде трактатов “Метафизика” (метафизика – наука, исследующая сущность бытия не с помощью опыта, а умозрительно); понятие энтелехии (как акт, посредством которого потенциальность превращается в актуальность); психология как теоретическая дисциплина о человеке. В трактате “О душе” преодолен платоновский дуализм души и тела. Аристотель развил и дополнил учение Платона о душе, указав на трехуровневую ее структуру: вегетативная, чувственная, рациональная.
Следует отметить, что наряду с теоретическими науками о человеке, Аристотелем были разработаны и практические, к которым могут быть отнесены этика и политика. Основные положения этики Аристотеля: рациональная душа, состоящая из двух частей – рассудительность и практическая мудрость, совокупность которых дает возможность распознать добро и зло; дианоэтическая добродетель и “совершенное счастье”, понимаемые как совершенствование рациональной души; понятие меры, связанное с разумом и определяющееся как средний путь между крайностями.
Большое внимание Аристотелем было уделено исследованию другой практической науке о человеке – политике. Он рассматривал природу человека сквозь призму общественных отношений. Сущность человека определяется понятием “политическое животное”, включающее в себя тождество общественных и человеческих качеств.
- Билет №1
- 1. Экзистенциализм
- 2. Философия древней Индии
- 3. Философские основания утилитаристских теорий в медицине.
- Билет №2
- 1.Эволюция философского знания. Классический и неклассический типы философствования.
- 2.Философия и медицина древней Индии.
- Билет №3
- 2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена
- 3.Этические проблемы медицины древнего мира.
- Билет №4
- 1. Философия и мирвозрение
- 2. Медицинская теория и практика пифагорейцев
- 3. Неофрейдизм. Концепция человека э.Фрома
- Билет №6
- 1.Древнегреческое учение о сущем
- 3.О Шпенглер о понятиях культуры и цивилизации в работе «закат европы»
- Билет №7
- 1) Сократ как основатель античной анторопологии
- 2) Образ человека в социальной философии
- 3) Шелер " Положение человека в космосе"
- Билет №9
- 1. Аристотель о происхождении человека
- 2. Долг, совесть, ответственность.
- 3. Исторические типы общества(принципы типологии)
- Билет №13
- 2. Политика. Природа и сущности властных отношений.
- 3. Сартр. Экзистенциализм- это гуманизм
- Билет №14
- 1) Особенности средневековой философии и медицины в европе
- Билет №15
- 1.Сократ как основатель античной антропологии
- 2.Маркс к. О сущности "исторического материализма". По работе "к критике политической экономии
- 3.Особенности клинического мышления.
- Билет №16
- 1.Б.Паскаль о проблеме человека
- 2.Формы и структура общественного сознания
- 3.Философские медицинские теории 18-19 вв
- Билет №19
- 1. Специфика человеческого бытия
- 2. Основные особенности и характеристика русской философии
- 3. Э. Дюркгейм "о разделении общественного труда"
- 3.Аристотель " о том, что наиболее достойно познания"
- Билет №21
- 1.Познание и нравственность (нужно еще категорический императив Канта упомянуть)
- 2.Категория «способа производства» в марксизме
- 3.Психология бессознательного з. Фрейда и медицина.
- Билет №22
- 1.Представления о сущности чел в истории философской мысли.
- 2. Кант что такое философия и за чем она?
- 3.Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.
- Билет №24
- 1.Понятие идеала.Идеал и реальный мир.
- 2.Структура человеческой дея-ти.
- 3.Социальная философия и социология.Их цели и методы.
- Билет №27
- 1.Эволюция представлений о душе и духе.
- 2.Общая характеристика личности и творчества а.Швейцера
- 3.Философские основания деонтологической теории.
- Билет №29
- 1. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл
- 2. Право как форма регулирования поведения людей в обществе
- 3. Бердяев "проблема человека. К построению христианской антропологии
- 2.Социальные общности и их роль в общественном развитии.
- 3.Волюнтаризм Шопенгауэра.
- Билет №31
- 1.Общественный идеал и справедливость.
- 2. Сознание и язык. Проблема понимания
- 3. Основные принципы и проблемы биоэтики.
- Билет №33
- 3.Гален
- Билет №34
- 1.Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 2.Природа и структура морали.
- 3. Трубецкой е.Н. "Мировая бессмыслица и мировой смысл".
- Билет №35
- 1.Основные проблемы немец. Классической философии.
- 2. Сущность материалистич понимания истории
- 3.Трубецкой с.Н. "о природе человеческого сознания".
- Билет №36
- 1.Платон. Проблема души. "Федон".
- 2. Интересы и потребности как побудительные силы к социальному действию.
- 3. Культура и цивилизация, концепции Шпенглера и Тойнби.
- Билет №37
- 1.Эпикур и его идеалы.
- 2. Концепция человека в философии к.Маркса.
- 3. Условия, предпосылки и возможности познания.
- Билет №38
- 1.Стоицизм.
- 2. Право, как форма урегулирования общественных отношений.
- 3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".
- 2. Самосознание как условие становления личности.
- Билет №40