1.Эволюция представлений о душе и духе.
Душа –сов-ть побуждений сознания(и вместе с тем и основа) живого сушества, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души – сов-ть тесно связанных с организмом психич. явлений, в частности чувств и стремлений. Результат наблюдений над душой изучает психология. До Нового времени для Ф. сущ-л вопрос, является ли душа- субстанцией. Др. представления: Душа- дыхание извне(вывод в процессе наблюдений над дыханием человека).+ кровь – носительница жизни. Переживание сна: душа сущ-т отдельно от тела. Душа понималась как субстанция, ей приписывались св-ва тончайшего вещества (досократическая ф.). Платон :душа нематериальна и предшествует сущ-ю. Ар-ль: только разумная душа(дух) способна отделиться от тела и быть бессмертной. Отцы церкви: Тертуллиан: душа- материальна; Августин: душа духовна. В христианстве: душа непространственная, нематериальная субстанция. Кант: аппеляция к нематер. принципу во имя разрешения вопроса о душе – удел ленивого разума. Душа- предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. В совр.: душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосма, которые сообщают его частям положения, важность, динамику. Дух (spiritus, pneuma -движущийся воздух, дуновение, дыхание.) Употребляемое в наст. время фил. понятие дух сложилось в период романтикии идеализма, особенно у Гегеля. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует деят-ть. Дух бывает трех видов: объективный, субъективный (личный, индивидуальный) и объективированный. Первый из них — везде и во всем (абсолютный дух Гегеля, содержащий в себе свойство Бога), или же является достоянием наций, народа (народов). Он выражен в языке, фольклоре, традициях, объективных ценностях. Субъективный, или человеческий дух формируется посредством духовной деятельности личности в координации с культурой. Это последнее, в свою очередь, есть объективизация субъективного Духа. Объективированный Дух содержит в себе элементы как субъективного, так и общего Духа. И это потому, что сам субъективный Дух неотделим от объективного. Объективированный Дух — это единство, заключающее в себе два духа, и вместе с тем новая действительность с присущими ей чертами. Согласно В. Дильтею, Дух является универсальным феноменом, придающим различным людям и выражениям всеобщность и делающим их понятными. Культурные творения, украшающие историю человечества, являются объективизацией Духа. Душа — чисто индивидуальный феномен, в духовных творениях выражено все то, что объединяет людей.
- Билет №1
- 1. Экзистенциализм
- 2. Философия древней Индии
- 3. Философские основания утилитаристских теорий в медицине.
- Билет №2
- 1.Эволюция философского знания. Классический и неклассический типы философствования.
- 2.Философия и медицина древней Индии.
- Билет №3
- 2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена
- 3.Этические проблемы медицины древнего мира.
- Билет №4
- 1. Философия и мирвозрение
- 2. Медицинская теория и практика пифагорейцев
- 3. Неофрейдизм. Концепция человека э.Фрома
- Билет №6
- 1.Древнегреческое учение о сущем
- 3.О Шпенглер о понятиях культуры и цивилизации в работе «закат европы»
- Билет №7
- 1) Сократ как основатель античной анторопологии
- 2) Образ человека в социальной философии
- 3) Шелер " Положение человека в космосе"
- Билет №9
- 1. Аристотель о происхождении человека
- 2. Долг, совесть, ответственность.
- 3. Исторические типы общества(принципы типологии)
- Билет №13
- 2. Политика. Природа и сущности властных отношений.
- 3. Сартр. Экзистенциализм- это гуманизм
- Билет №14
- 1) Особенности средневековой философии и медицины в европе
- Билет №15
- 1.Сократ как основатель античной антропологии
- 2.Маркс к. О сущности "исторического материализма". По работе "к критике политической экономии
- 3.Особенности клинического мышления.
- Билет №16
- 1.Б.Паскаль о проблеме человека
- 2.Формы и структура общественного сознания
- 3.Философские медицинские теории 18-19 вв
- Билет №19
- 1. Специфика человеческого бытия
- 2. Основные особенности и характеристика русской философии
- 3. Э. Дюркгейм "о разделении общественного труда"
- 3.Аристотель " о том, что наиболее достойно познания"
- Билет №21
- 1.Познание и нравственность (нужно еще категорический императив Канта упомянуть)
- 2.Категория «способа производства» в марксизме
- 3.Психология бессознательного з. Фрейда и медицина.
- Билет №22
- 1.Представления о сущности чел в истории философской мысли.
- 2. Кант что такое философия и за чем она?
- 3.Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.
- Билет №24
- 1.Понятие идеала.Идеал и реальный мир.
- 2.Структура человеческой дея-ти.
- 3.Социальная философия и социология.Их цели и методы.
- Билет №27
- 1.Эволюция представлений о душе и духе.
- 2.Общая характеристика личности и творчества а.Швейцера
- 3.Философские основания деонтологической теории.
- Билет №29
- 1. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл
- 2. Право как форма регулирования поведения людей в обществе
- 3. Бердяев "проблема человека. К построению христианской антропологии
- 2.Социальные общности и их роль в общественном развитии.
- 3.Волюнтаризм Шопенгауэра.
- Билет №31
- 1.Общественный идеал и справедливость.
- 2. Сознание и язык. Проблема понимания
- 3. Основные принципы и проблемы биоэтики.
- Билет №33
- 3.Гален
- Билет №34
- 1.Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 2.Природа и структура морали.
- 3. Трубецкой е.Н. "Мировая бессмыслица и мировой смысл".
- Билет №35
- 1.Основные проблемы немец. Классической философии.
- 2. Сущность материалистич понимания истории
- 3.Трубецкой с.Н. "о природе человеческого сознания".
- Билет №36
- 1.Платон. Проблема души. "Федон".
- 2. Интересы и потребности как побудительные силы к социальному действию.
- 3. Культура и цивилизация, концепции Шпенглера и Тойнби.
- Билет №37
- 1.Эпикур и его идеалы.
- 2. Концепция человека в философии к.Маркса.
- 3. Условия, предпосылки и возможности познания.
- Билет №38
- 1.Стоицизм.
- 2. Право, как форма урегулирования общественных отношений.
- 3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".
- 2. Самосознание как условие становления личности.
- Билет №40