logo
БИЛЕТЫ ФИЛОСОФИЯ

1. Экзистенциализм

Приступая к анализу экзистенциализма, целесообразно указать, что он возник на исторической почве социального кризиса, охватившего в начале XX века экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем, безработицей, войной, ядерной катастрофой – вот подлинные и психологические корни того направления, которое стало наиболее влиятельным в философии 30-60х гг. нашего столетия и получило название экзистенциализм.

Следует отметить, что само название экзистенциализм заключает в себе определенный смысл: классическая философия сущностей заменяется философией человеческого существования. Для экзистенциализма важен приоритет вопросов индивидуального существования: вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и смерти. К основным темам экзистенциализма можно отнести следующие: роль случайности в судьбе человека; бессилие разума; отчуждение; неизбежность смерти; одиночество и тайна; небытие и т.д.

Согласно экзистенциализму, задача философии заключается в том, чтобы заниматься не проблемами науки, а вопросами человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу. Жизнь его сугубо иррациональна, страдания в любой форме преобладают в ней, поэтому страх – важнейшее понятие философии экзистенциализма. Человек живет эмоциями, поэтому на все окружающее он реагирует не теоретически, а эмоционально. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни,каково место человека в мире -эти вопросы и пытались решить экзистенциалисты, но не с научной точки зрения, так как они считали, что наиболее надежным способом постижения истины является интуиция, "экзистенциальное озарение".Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Понимание человека. В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.