3.Философские медицинские теории 18-19 вв
В 18 – 19 В. база развития медицины – Фия, высокого уровня достигает светская философия, Фр. Просветители: Монтескье, Вольтер, Руссо. Медицина до сих пор остается эмпирической наукой, господствовали различные теории медицины: Шталь – душа – основа жизни, удерживает в нормальном состоянии человеческий организм – анимализм, Гофман – отец динамической теории – жизнь – движение сердца и крови, Куллен – все связано со спазмом и атонией, Броун – динамическое учение, здоровье –состояние возбуждения, болезнь – несоответствие мд сценическим и астеническим состоянием.
Билет №17 1) Эпоха Возрождения
Приступая к изучению философии эпохи Возрождения, следует рассмотреть основные черты периода исторического и культурного развития, известного как Возрождение, или Ренессанс, начавшегося в Италии уже в XIV в. и в XVI в. ставшего общеевропейским явлением, прежде всего западноевропейским. К этим чертам могут быть отнесены:
• интенсификация городской жизни и рождение более динамичного мира, в котором реалии настоящего выступали на первый план;
• повышение фактора времени в жизни горожан как социально-психологический показатель новой эпохи, свидетельствующий о возрастании личного начала;
• рост числа лиц свободных профессий как показатель возросших запросов на умственный труд;
• светскость как одна из определяющих черт новой культуры;
• возникновение кружков гуманистов, особенностью которых было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, бывшими центрами средневековой учености;
• возрождение идеалов античности, а также переосмысление христианских традиций.
В философии эпохи Возрождения возникает новая система ценностей, которая на первое место ставит человека и природу, а затем религию. В центре внимания оказывается человек, многогранность его человеческой природы. Человеческое бытие становится главным предметом философского исследования, что позволяет характеризовать философское мышление этого периода как антропоцентрическое. Одной из ведущих особенностей философии эпохи Возрождения является гуманистический антропоцентризм, философский смысл которого заключается в формировании идеала человека. Этот идеал включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости, и сознание собственной силы, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции. 2) Категория бытия. Мировоззренческое и методологическое значение.
В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность. Это предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, отношения. Даже плоды самой буйной фантазии-сказки, мифы существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть - нечто реально сущее. В чем смысл проблемы бытия? Жизнедеятельность людей опирается на простые и понятные предпосылки, которые обычно принимаются ими без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и универсальная среди них - это убеждение человека в том, что мир есть, был и будет. Люди также рассчитывают, что при всех изменениях, которые совершаются в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого больше, чем достаточно. Весь окружающий мир, природный и социальный, постоянно задает человеку вопросы, которые заставляют его задуматься над многим. В мире происходят различные изменения, но сам мир существует постоянно, он непреходящ. Поэтому смысл проблемы бытия заключается в противоречивом единстве неприходящего бытия природы как целого и приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Категория "бытие" выражает особое содержание, она используется в том случае, когда рассматриваются не вещи, явления или процессы, а связи между ними. Категория бытия применяется, когда при рассмотрении важен не факт существования, а его смысл. Благодаря философской категории бытия мы сознательно переносим нашу мысль на высокий уровень абстрагирования. Бытие как философская категория обозначает реальность, которая лежит за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому она не зависит ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и неизменного Абсолюта /Бог. Разум/. Озабоченность "онтологической потребностью" (скорее исторической) проявляется остро в те моменты, когда люди осознают, что фактическое положение дел складывается не в пользу выбранного ими способа жить по своему усмотрению и произволу, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда мир, построенный по человеческому уразумению, начинает демонстрировать однобокость, ущербность, жестокость, агрессивность и т.д. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о "смысле жизни". Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о неприходящих и вечных ценностях. В XX веке обнажились все последствия бесбытийного существования человека, его упоение собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от всяких онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого "освобождения" он превратился просто в систему различных функций: социальных, психологических, политических. Человек потерял целостность, высший смысл своего существования на Земле, построил "само законодательную и саморазрушительную цивилизацию" (Хайдегер). Протест против такого ущербного существования стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих философских изысканий. 3) Ильин "О назначении врача"
Независимо от того, одет ли врач в белый халат или как-то иначе, его служение требует самодисциплины, постоянного внимания и гиперответственности - как на войне.
Деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными — это есть необобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение, и в диагнозе мы призваны не к отвлеченной «конструкции» болезни, а к созерцанию ее своеобразия. Врачебная присяга, которую приносили все русские врачи и которою мы все обязаны русскому Православию, произносилась у нас с полною и благоговейною серьезностью (даже и неверующими людьми): врач обязывался к самоотверженному служению, он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым; он обязывался безотказно являться на зов, по совести помогать каждому страдающему.
Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца» . Тогда все вырождается и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства .Но на самом деле пациент совсем не есть отвлеченное понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по своему телесно-душевному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким должен врач увидеть его, постигнуть и лечить. Именно к этому зовет нас наша врачебная совесть. Именно таким мы должны полюбить его, как страдающего и зовущего брата.
А мне необходим с его стороны откровенный рассказ и в описании болезни, и в анамнезе, мне нужна его откровенность; я ищу его доверия — и не только в том, что я «знаю», «понимаю», «помогу», но особенно в том, что я чую его болезнь и его душу. А это и есть его любовь ко мне, которую я должен заслужить и приобрести.
Каждое лечение есть совершенно индивидуальный процесс. На свете нет одинаковых людей; идеи равенства есть пустая и вредная выдумка. Ни один врач никогда не имел дела с двумя одинаковыми пациентами или тем более с двумя одинаковыми болезнями. Каждый пациент единственен в своем роде и неповторим. Мало того: на самом деле нет таких «болезней», о которых говорят учебники и обыватели: есть только больные люди и каждый из них болеет по-своему.
Билет №18 1.основные формы бытия и их диалектика
Бытие представляет собой многоуровневый процесс, который включает в себя ряд форм бытия. Формы бытия имеют специфичный характер и несводимы одна к другой. Каждая форма бытия воспринимается как исторически развивающаяся и изменяющаяся. К основным формам бытия относят:
• бытие вещей (созданных природой и человеком);
• бытие человека (бытие человека в мире и специфическое человеческое бытие);
• бытие духовного, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
• бытие социального (бытие человека в обществе и бытие общества).
Рассматривая в другом контексте, можно дать специфику основных форм бытия так: природное бытие (неорганическое и органическое); социальное бытие (общественное и индивидуальное); идеальное бытие (объективно-идеальное и субъективно-идеальное). Следует ещё раз подчеркнуть, что многообразные формы бытия не существуют разрозненно, а образуют единую предельно общую структуру – Универсум, который заключает в себе всю реальность без исключений. 2.В.Ницше-родоначальник философии жизни
"Философия жизни" – это иррационалистическое течение конца XIX – начала ХХ вв., выдвигавшее в качестве исходного понятие жизни как некой интуитивно постигаемой целостной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи.
Изучая философию Фридриха Ницше (1844-1900), необходимо обратить внимание на то, что она, противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации, оказала колоссальное влияние на все философские направления ХХ века. Ф.Ницше с невероятной силой, выраженной в поэтической манере, смог передать обстановку духовной деградации современной цивилизации с ее рационализмом, измельчанием личности и обывательской моралью.
Считая себя учеником А.Шопенгауэра, он испытал на себе сильное воздействие его волюнтаристской концепции и в центр своей иррационалистической философии поставил волю, но взятую в качестве "воли к власти".
Мир, по Ницше, – это вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. Мир – это наша жизнь, другого мира нет. В мире действует слепая воля, но эта "воля к жизни" на человеческом уровне выглядит как "воля к власти". Ф.Ницше указывал, что "воля к власти" -это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Человек воплощает в себе "волю к власти". 3.философские воззрения Галена
Философские взгляды стоиков и эпикурейцев оказали большое влияние на развитие древнегреческой медицины, в частности на творчество Г. В трактате «О назначении частей человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, показал, что анатомия и физиология – основа научной диагностики, лечения и профилактики. Философская концепция души, разработанная Платоном и Аристотелем оказала большое влияние на теорию Г., согласно которой рациональная душа находится в мозге, возбудимая в сердце, вожделеющая в печени. Теологические взгляды нашли свое отражение в теории «естественных способностей».
- Билет №1
- 1. Экзистенциализм
- 2. Философия древней Индии
- 3. Философские основания утилитаристских теорий в медицине.
- Билет №2
- 1.Эволюция философского знания. Классический и неклассический типы философствования.
- 2.Философия и медицина древней Индии.
- Билет №3
- 2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена
- 3.Этические проблемы медицины древнего мира.
- Билет №4
- 1. Философия и мирвозрение
- 2. Медицинская теория и практика пифагорейцев
- 3. Неофрейдизм. Концепция человека э.Фрома
- Билет №6
- 1.Древнегреческое учение о сущем
- 3.О Шпенглер о понятиях культуры и цивилизации в работе «закат европы»
- Билет №7
- 1) Сократ как основатель античной анторопологии
- 2) Образ человека в социальной философии
- 3) Шелер " Положение человека в космосе"
- Билет №9
- 1. Аристотель о происхождении человека
- 2. Долг, совесть, ответственность.
- 3. Исторические типы общества(принципы типологии)
- Билет №13
- 2. Политика. Природа и сущности властных отношений.
- 3. Сартр. Экзистенциализм- это гуманизм
- Билет №14
- 1) Особенности средневековой философии и медицины в европе
- Билет №15
- 1.Сократ как основатель античной антропологии
- 2.Маркс к. О сущности "исторического материализма". По работе "к критике политической экономии
- 3.Особенности клинического мышления.
- Билет №16
- 1.Б.Паскаль о проблеме человека
- 2.Формы и структура общественного сознания
- 3.Философские медицинские теории 18-19 вв
- Билет №19
- 1. Специфика человеческого бытия
- 2. Основные особенности и характеристика русской философии
- 3. Э. Дюркгейм "о разделении общественного труда"
- 3.Аристотель " о том, что наиболее достойно познания"
- Билет №21
- 1.Познание и нравственность (нужно еще категорический императив Канта упомянуть)
- 2.Категория «способа производства» в марксизме
- 3.Психология бессознательного з. Фрейда и медицина.
- Билет №22
- 1.Представления о сущности чел в истории философской мысли.
- 2. Кант что такое философия и за чем она?
- 3.Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.
- Билет №24
- 1.Понятие идеала.Идеал и реальный мир.
- 2.Структура человеческой дея-ти.
- 3.Социальная философия и социология.Их цели и методы.
- Билет №27
- 1.Эволюция представлений о душе и духе.
- 2.Общая характеристика личности и творчества а.Швейцера
- 3.Философские основания деонтологической теории.
- Билет №29
- 1. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл
- 2. Право как форма регулирования поведения людей в обществе
- 3. Бердяев "проблема человека. К построению христианской антропологии
- 2.Социальные общности и их роль в общественном развитии.
- 3.Волюнтаризм Шопенгауэра.
- Билет №31
- 1.Общественный идеал и справедливость.
- 2. Сознание и язык. Проблема понимания
- 3. Основные принципы и проблемы биоэтики.
- Билет №33
- 3.Гален
- Билет №34
- 1.Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 2.Природа и структура морали.
- 3. Трубецкой е.Н. "Мировая бессмыслица и мировой смысл".
- Билет №35
- 1.Основные проблемы немец. Классической философии.
- 2. Сущность материалистич понимания истории
- 3.Трубецкой с.Н. "о природе человеческого сознания".
- Билет №36
- 1.Платон. Проблема души. "Федон".
- 2. Интересы и потребности как побудительные силы к социальному действию.
- 3. Культура и цивилизация, концепции Шпенглера и Тойнби.
- Билет №37
- 1.Эпикур и его идеалы.
- 2. Концепция человека в философии к.Маркса.
- 3. Условия, предпосылки и возможности познания.
- Билет №38
- 1.Стоицизм.
- 2. Право, как форма урегулирования общественных отношений.
- 3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".
- 2. Самосознание как условие становления личности.
- Билет №40