logo
БИЛЕТЫ ФИЛОСОФИЯ

1) Особенности средневековой философии и медицины в европе

В период Средневековья считалось, что знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения ок­ружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Ари­стотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и практически канонизированных христианством.

В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными писателями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода. Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Запрещались медицинские, в частности, анатомические исследования.

Медицинское образование в Западной Европе также носило схоластический характер. Господствовали культ цитат, пренебрежение к практическому опыту. Основными формами преподавания были лекции и диспуты, практических занятий, как правило, не было. Наиболее передовой медицинской школой в Европе в этот период была Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. (в 1213 г. была преобразована в университет). Несколько слабее были позиции схоластики также на медицинских факультетах университетов Монпелье и позднее Падуи. Большое влияние на медицину оказывало развитие алхимии, включавшее поиск новых лекарственных средств.

Развитие медицины, особенно больничной помощи, было тесно связано с распространением христианской благотворительности. Христос был почитаем и как хранитель души, и как целитель тела. Христианская догма в медицине стала всеохватывающей. Святых молили, в том числе и о предотвращении или излечении болезней. Так, Св. Себастьян защищал от чумы, а Св. Иов – от проказы, Св. Антоний предохранял от всех болезней, начиная от внутренних расстройств и кончая переломами. Христианские священнослужители давали советы по лечению и тела, и души, а священники-ученые увековечили для потомков описания чудесных исцелений. Церкви стали пристанищем для убогих, а поскольку число больных, приходящих в монастыри, росло, рядом стали создаваться госпитали (скорее для призрения, чем для лечения). Многие монашеские ордена (Св. Иоанна, Св. Лазаря и др.) одной из своих главных целей имели оказание медицинской помощи страждущим. Многие врачи относились к духовному сословию, врачи обязаны были соблюдать все обряды католической церкви, вплоть до обязательного целибата, участвовали в работе судов инквизиции.

2)Идеал человека и общественный идеал

Идеал — представление о высшей норме совершенства, ду ховное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь.

общественный идеал :

1. Образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве.

2. Представление о высшем совершенстве какого-либо явления или мира в целом.

3. Представление о наиболее совершенном общественном строе.

4. Представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим и политическиим интересам каких-либо (определенных) социальных групп, являющееся конечной целью их стремлений и деятельности.

5. Соответствующее экономическим и политическим интересам какой-либо социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности.

6. Такое устроение общества, которое обеспечивает совершенство в отношениях между людьми.

3) Ортега-и-Гассет "Введение в анатомию массового человека" (бунт массы как-то так)

Толпа – это понятие количественное и визуальное – множество. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства, какого угодно, сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным, отпал от толпы. Его совпадение с теми, кто образует меньшинство – это позднейший, вторичный результат особости каждого и таким образом это во многом совпадение несовпадений. Избранные – не те, кто ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно. Деление общества на массы и избранные меньшинства – типологическое и не совпадает ни с делением на социальные классы, не с их иерархией. Внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. В рабочей среде, которая прежде считалась эталоном «массы», не редкость сегодня встретить души высочайшего закала. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Американцы говорят: «отличаться – неприлично». Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. Сегодня весь мир становится массой. Современная жизнь грандиозна, избыточна и превосходят любую исторически известную в ней больше жизни, чем в любой другой, и по той же причине больше нерешенного. Она уже может придерживаться прошлого. Жить – это очутиться в мире окончательном и неразмененном, сейчас и здесь. Наш мир – это предрешенная сторона жизни. Но предрешенная сторона жизни. Но предрешенная не механически. Жить – это вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. Сегодня преобладает масса и решает она. У власти – представители масс; они не кладут начало чему-то новому, живут без жизненной программы, не знают что идут некуда, не выбирая и не прокладывая дорог. Масса – это те, кто плывет по течению и лишен ориентиров. Массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны. Европу заселяли куда быстрее, а Америку создали европейские излишки. В результате современный средний европеец душевно здоровее и крепче своих предшественников. В массу вдохнули силу и !!! современного прогресса, но забыли о духе. Человеческий посев в условиях либеральной демократии и технического прогресса – 2х основных факторов – за столетие устроил людские ресурсы Европы. Восстание масс и есть то самое, что Ратеноу назвал «вертикальным одичанием». Человек, который намерен сегодня возглавлять европейскую жизнь, мало похож на тех, кто двигал 19 век, но именно 19 веком он рожден и вскормлен. «Массы надвигаются!» - апокалиптически восклицал Гегель. Чтобы видеть свое время, надо смотреть с расстояния, достаточного, чтобы не различать носа Клеопатры. То, что прежде считалось удачей и рождало смиренную признательность судьбе, стало правом, которая не благословляют, а требуют.