Билет №13
1. Схоластика. Антропология Фомы аквинского.
Слово «схоласт» означает «школьный учитель». Соответственно «схоластика» – «школьная философия». В это время открываются школы при церквях и монастырях – философия, которая в них преподается, называется «схоластика». Самыми выдающимися представителями схоластики были: Ансельм Кентерберийский (XI в.), Пьер Абеляр (XII в.), Фома Аквинский (XIIIв.), Иоанн Дунс Скотт(XIIIв.), Уильям Оккам (XIV в.). В рамках средневековой философии схоластика выделяется прежде всего особым методом и стилем обсуждения и решения теологических проблем.
Характерные черты схоластики:
1)Применение метода, который можно назвать логико-лингвистическим. Первостепенное значение в схоластике имело изучение текста. Главной процедурой схоластического мышления была диалектика, как совокупность приемов, в которых сначала определяется объект познания, а затем раскрываются и анализируются аргументы за и против тех или иных точек зрения, выстраивается логика защиты собственной точки зрения. Схоластическое мышление отличала особая тщательность в рассмотрении всех деталей, нюансов мысли, особая скрупулезность и педантичность.
2)Стремление к созданию законченной всеохватывающей философской системы, включающей в себя знания о Боге, мире и человеке. Важнейшей формой книжной учености того времени были знаменитые схоластические «суммы».
Одним из выдающихся представителей схоластического периода средневековой философии является Фома Аквинский (1225-1274). Его философско-теологические взгляды сложились в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, которое он приспособил к христианскому вероучению. Основой метафизики Аквината является принцип креационизма (согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли, благодаря своему всемогуществу). Учение Фомы – это учение о гармонии разума и веры. Он считал, что разум способен доказать бытие Бога и выдвинул 5 доказательств Бога («Сумма теологии»).
Антропология Фомы Аквинского – это проблема души и тела, которая была им представлена как два принципа бытия в одной полной субстанции Обоснование бессмертия души. Приоритет разума над волей.
Особого внимания заслуживает этико-социальная доктрина Фомы Аквинского, в которой изложена проблема соотношения свободной воли, разума и божественной благодати («О правлении владык»).
- Билет №1
- 1. Экзистенциализм
- 2. Философия древней Индии
- 3. Философские основания утилитаристских теорий в медицине.
- Билет №2
- 1.Эволюция философского знания. Классический и неклассический типы философствования.
- 2.Философия и медицина древней Индии.
- Билет №3
- 2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена
- 3.Этические проблемы медицины древнего мира.
- Билет №4
- 1. Философия и мирвозрение
- 2. Медицинская теория и практика пифагорейцев
- 3. Неофрейдизм. Концепция человека э.Фрома
- Билет №6
- 1.Древнегреческое учение о сущем
- 3.О Шпенглер о понятиях культуры и цивилизации в работе «закат европы»
- Билет №7
- 1) Сократ как основатель античной анторопологии
- 2) Образ человека в социальной философии
- 3) Шелер " Положение человека в космосе"
- Билет №9
- 1. Аристотель о происхождении человека
- 2. Долг, совесть, ответственность.
- 3. Исторические типы общества(принципы типологии)
- Билет №13
- 2. Политика. Природа и сущности властных отношений.
- 3. Сартр. Экзистенциализм- это гуманизм
- Билет №14
- 1) Особенности средневековой философии и медицины в европе
- Билет №15
- 1.Сократ как основатель античной антропологии
- 2.Маркс к. О сущности "исторического материализма". По работе "к критике политической экономии
- 3.Особенности клинического мышления.
- Билет №16
- 1.Б.Паскаль о проблеме человека
- 2.Формы и структура общественного сознания
- 3.Философские медицинские теории 18-19 вв
- Билет №19
- 1. Специфика человеческого бытия
- 2. Основные особенности и характеристика русской философии
- 3. Э. Дюркгейм "о разделении общественного труда"
- 3.Аристотель " о том, что наиболее достойно познания"
- Билет №21
- 1.Познание и нравственность (нужно еще категорический императив Канта упомянуть)
- 2.Категория «способа производства» в марксизме
- 3.Психология бессознательного з. Фрейда и медицина.
- Билет №22
- 1.Представления о сущности чел в истории философской мысли.
- 2. Кант что такое философия и за чем она?
- 3.Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.
- Билет №24
- 1.Понятие идеала.Идеал и реальный мир.
- 2.Структура человеческой дея-ти.
- 3.Социальная философия и социология.Их цели и методы.
- Билет №27
- 1.Эволюция представлений о душе и духе.
- 2.Общая характеристика личности и творчества а.Швейцера
- 3.Философские основания деонтологической теории.
- Билет №29
- 1. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл
- 2. Право как форма регулирования поведения людей в обществе
- 3. Бердяев "проблема человека. К построению христианской антропологии
- 2.Социальные общности и их роль в общественном развитии.
- 3.Волюнтаризм Шопенгауэра.
- Билет №31
- 1.Общественный идеал и справедливость.
- 2. Сознание и язык. Проблема понимания
- 3. Основные принципы и проблемы биоэтики.
- Билет №33
- 3.Гален
- Билет №34
- 1.Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 2.Природа и структура морали.
- 3. Трубецкой е.Н. "Мировая бессмыслица и мировой смысл".
- Билет №35
- 1.Основные проблемы немец. Классической философии.
- 2. Сущность материалистич понимания истории
- 3.Трубецкой с.Н. "о природе человеческого сознания".
- Билет №36
- 1.Платон. Проблема души. "Федон".
- 2. Интересы и потребности как побудительные силы к социальному действию.
- 3. Культура и цивилизация, концепции Шпенглера и Тойнби.
- Билет №37
- 1.Эпикур и его идеалы.
- 2. Концепция человека в философии к.Маркса.
- 3. Условия, предпосылки и возможности познания.
- Билет №38
- 1.Стоицизм.
- 2. Право, как форма урегулирования общественных отношений.
- 3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".
- 2. Самосознание как условие становления личности.
- Билет №40