2.Природа и структура морали.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что сост ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить проф мораль, быт мораль и мораль сем. При этом моральные треб им идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Осн функ морали явл регулирование взаимоотн всех членов обще и соц групп. В процессе разви морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обяз, а несоблюдение наказывалось. С делением общества на классы мораль приобретает классовый хар, кажд класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. Ф. Энгельс говорил, что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нрав нормы подобного рода являются осн правилами любого общ. Но представления о моральном долге человека с течением времени знач меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития сущ определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нрав оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нрав ценности, причины возник морали. Термин "этика" был введен Аристотелем. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нрав идеал, нрав потребность, нрав мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоц нач выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это мор чувства, представляющие личное отношение к разл сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть разл в разные истор эпохи и в мировоззрении разл людей. Нравс сознание отвечает своему реал времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он явл высшим критерием нрав оценки. Предпосылкой форм нрав идеала у людей явл уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике. Нрав идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Форм нрав сознания и нрав поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. В нрав сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса. В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать морал выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества. Специфика нравств сознания закл в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нрав нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу разв индивидуальности. Нрав сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.
- Билет №1
- 1. Экзистенциализм
- 2. Философия древней Индии
- 3. Философские основания утилитаристских теорий в медицине.
- Билет №2
- 1.Эволюция философского знания. Классический и неклассический типы философствования.
- 2.Философия и медицина древней Индии.
- Билет №3
- 2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена
- 3.Этические проблемы медицины древнего мира.
- Билет №4
- 1. Философия и мирвозрение
- 2. Медицинская теория и практика пифагорейцев
- 3. Неофрейдизм. Концепция человека э.Фрома
- Билет №6
- 1.Древнегреческое учение о сущем
- 3.О Шпенглер о понятиях культуры и цивилизации в работе «закат европы»
- Билет №7
- 1) Сократ как основатель античной анторопологии
- 2) Образ человека в социальной философии
- 3) Шелер " Положение человека в космосе"
- Билет №9
- 1. Аристотель о происхождении человека
- 2. Долг, совесть, ответственность.
- 3. Исторические типы общества(принципы типологии)
- Билет №13
- 2. Политика. Природа и сущности властных отношений.
- 3. Сартр. Экзистенциализм- это гуманизм
- Билет №14
- 1) Особенности средневековой философии и медицины в европе
- Билет №15
- 1.Сократ как основатель античной антропологии
- 2.Маркс к. О сущности "исторического материализма". По работе "к критике политической экономии
- 3.Особенности клинического мышления.
- Билет №16
- 1.Б.Паскаль о проблеме человека
- 2.Формы и структура общественного сознания
- 3.Философские медицинские теории 18-19 вв
- Билет №19
- 1. Специфика человеческого бытия
- 2. Основные особенности и характеристика русской философии
- 3. Э. Дюркгейм "о разделении общественного труда"
- 3.Аристотель " о том, что наиболее достойно познания"
- Билет №21
- 1.Познание и нравственность (нужно еще категорический императив Канта упомянуть)
- 2.Категория «способа производства» в марксизме
- 3.Психология бессознательного з. Фрейда и медицина.
- Билет №22
- 1.Представления о сущности чел в истории философской мысли.
- 2. Кант что такое философия и за чем она?
- 3.Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.
- Билет №24
- 1.Понятие идеала.Идеал и реальный мир.
- 2.Структура человеческой дея-ти.
- 3.Социальная философия и социология.Их цели и методы.
- Билет №27
- 1.Эволюция представлений о душе и духе.
- 2.Общая характеристика личности и творчества а.Швейцера
- 3.Философские основания деонтологической теории.
- Билет №29
- 1. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл
- 2. Право как форма регулирования поведения людей в обществе
- 3. Бердяев "проблема человека. К построению христианской антропологии
- 2.Социальные общности и их роль в общественном развитии.
- 3.Волюнтаризм Шопенгауэра.
- Билет №31
- 1.Общественный идеал и справедливость.
- 2. Сознание и язык. Проблема понимания
- 3. Основные принципы и проблемы биоэтики.
- Билет №33
- 3.Гален
- Билет №34
- 1.Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 2.Природа и структура морали.
- 3. Трубецкой е.Н. "Мировая бессмыслица и мировой смысл".
- Билет №35
- 1.Основные проблемы немец. Классической философии.
- 2. Сущность материалистич понимания истории
- 3.Трубецкой с.Н. "о природе человеческого сознания".
- Билет №36
- 1.Платон. Проблема души. "Федон".
- 2. Интересы и потребности как побудительные силы к социальному действию.
- 3. Культура и цивилизация, концепции Шпенглера и Тойнби.
- Билет №37
- 1.Эпикур и его идеалы.
- 2. Концепция человека в философии к.Маркса.
- 3. Условия, предпосылки и возможности познания.
- Билет №38
- 1.Стоицизм.
- 2. Право, как форма урегулирования общественных отношений.
- 3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".
- 2. Самосознание как условие становления личности.
- Билет №40