25.Основные принципы дзен-буддизма.
Дзэн — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, сформировавшаяся в Китае под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную спецификуи пришедшая из Китая в конце XII века. Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Школа Сато признавала сидячую медитацию – постепенное созревание дзэна (души).
Особенности: 1) не нужно удаляться от мира; «До» означает получение просветления в повседневности. 2) Нужно вернуться в естественное состояние. Школа Сато это философская основа боевых искусств. Карате-до – путь пустой руки. Айки-до – путь энергии Дзю-до – путь гибкости. Школа Рингзай. Обучение шло 30 лет.
Коаны – парадоксальные диалоги которые ведут к просветлению. Свойства коанов:
1.нет перебора вариантов.2.нет шаблонов мышления.3.развитость интуиции 4.коаны-переживание содержания. 5.ограничение логики.6.взезапность мышления
Сатори – центральное понятие японского буддизма.Свойсва Сатори:1.просветление здесь и сейчас.2.Освобождение от времени ( мы мыслим в настоящем времени)
«Не встречалась рыба, которая переплывет всю воду»3.Принцип «прямизны» - Интуитивное знание, которое выше и теоретического и эмпирического.4. Многомерность мышления- Единство мира в его чередуемости.5. У- вэй сознания – это естественное состояние мышления. Нельзя думать над думанием.6. Сатори – состояние когда мы не ищем ответа, а когда вопросы перестали быть вопросами.
Признаки бытия: Бытие это процесс(существование) + покой(сущность)
Нечто сначала существует, а потом возникает. 2.Резонансное бытие - Относительность связей, противоположностей. 3.Свойство Бытия означает неразрывность субъекта и объекта.
«садовник – это продолжение сада. Вещи – продолжение человека» В бытие есть 4 вида настроения: 1.Саби – прелесть одиночества, спокойствия. 2.Ваби – прелесть простоты 3.АварЭ – резонансное бытие: красота каждой вещи 4.Юге – поиск невидимого мира.
Эстетические принципы Дзен-буддизма:
1Принциа ассиметрии – отрицание регулярности повторяемости.
У них нет, не было понятия брака в работе
2.Принцип простоты –не проявленность качества
3.принцип утонченности – иллюзорность, недосказанность образа.
4.принцип строгости – лаконичность формы.
5.Принцим Хайку: стихотворная форма из 17 слов.
Есть 2 свойства:Хайку
1.акцент на тишине
2)собственный опыт читающего.
6.Принцип Хайкай: нанизанные строфы, где сочетается вечное и мгновенное содержание.
Японский буддизм сочетает черты индийского буддизма и даосизма.
- Западная философия нового времени. Онтологические и гносеологические аспекты.
- Эмпиризм. Индуктивный метод Бэкона.
- Рационализм. Философская позиция Дэкарта.
- Монадология гЛейбница.
- Философия просвещения: основные мировоззренческие установки.
- Французский материализм, о материи, познании и обществе.
- Немецкая классическая философия. Учение Канта о познании.
- Морально-практическая философия Канта.
- Философская система Гегеля.
- Категории диалектики: общее, единичное, особенное.
- Взаимосвязь сущности и явдения.
- Диалектика содержания и формы, целого и части.
- Детерминизм: причина и следствие.
- Диалектика необходимости и случайности.
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений.
- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон отрицания отрицаний.
- Философия жизни Ницше.
- 19.20. 21. Экзистенциализм
- 22. Философия востока. Конфуцианство.
- 3Ий этап Чжуан-Цзы.
- 24.Философские основания буддизма.
- 25.Основные принципы дзен-буддизма.