logo search
Filosofia_yekz

34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.

Проблема сознания  явл. одним из наиболее  сложных объектов Ф. анализа. Еще Аристотель определял чел. как разумное животное, будучи несомненной очевидностью человеч. существования. Сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, поэтому существуют трудности в его определении. Исследователи делали попытки изучить сознание через устойчивые внешние факторы, однако, это приводило к утрате уникально-личностного контекста составляющего специфику данного феномена.

В совр. Ф. существует 3 подхода к исслед.сознания.

  1. Субстанциальный подход. – Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель.

В рамках дан. подхода утвержд., что разум и сознание явл. наиболее универс. св-вами чел. Сознание явл. гарантом единства и упоряд-сти мира той субстанциальн. основой, кот. обеспеч. мир. поряд. и гармонию.

  1. Функциональный подход. – Т. Гоббс, Дж. Локк, Дидро. Данный подход объясняет сознание как функцию материальн. систем не имеющих в своих хар-ках ничего идеального и мыслящего. Согласно дан. подходу работа сознания обеспеч. функционир. НС головн. мозга.

Начало 20 в. стало кризисной для класс. Ф. сознания, кот.сводит все его ф-ции непосредственно к разуму, как к инструменту отображения всеобщих истин.

Развитие марксизма скрывшего соц.природу сознания привело к формированию 3-го подхода в объяснении сознания, кот. называется экзистенциально-феноменологический – Ж.П. Сартр, Э. Гуссерль, М. Хайддегер.

В рамках дан. подхода акцент делается на описании опыта индивид. сознания, его конкр. проявлений, кот. зависят от определения человека.