35.Теория бессознательного з.Фрейда.
Самая глубокая и значит. область чел. разума – это бессознат.Бессознат. представляет собой хранилище примитивных инстинктивн. побуждений плюс эмоц и воспоминания, кот. настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в обл. бессознат.
Известно, что главн. регулятором чел. поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могуществен. стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Чел. психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психич.находятся в состоянии непрерывного взаимод-я, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психич. жизнь чел. Каждый душевный акт и каждый чел.поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознат., как показатель достигнутого в дан. момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.
Проблема бессознат., облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознан. представлений, находит свое отражение и в фил.Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показ., что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произвед.нем. философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет фил. идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитич. концепций. Особенно это касается проблемы бессознат..
Размышления о проблеме бессознат. заняли важное место во многих фил. работок XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой класс.фил. к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.
На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние фил. Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих фил.в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознат.. Разумеется, между психоаналитич. учением Фрейда и фил. Шопенгауэра и Ницше нет абсолютн. тождества. У Шопенгауэра бессознат. изначально онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентир. на рассмотрении бессознат., как оно функционирует в глубинах чел. существа. Для Фрейда же бессознат. – это
прежде всего и главным образом нечто психич., подлежащее осмыслению лишь в связи с чел.. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознат. психич. научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания
Фрейд сделал 3общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:
1. Мотивация сознания при всей ее субъективн. искрен. не всегда соответств. действит. прич.поступка;
2. Поступок иногда может определяться силами, действ. в психике, но не доходящими до сознания;
3. Эти психич. силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.
Во втором, класс. периоде психоанализа понятие бессознат. обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.
Во втором периоде бессознат. становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психич. жизни. Бессознат. становится продуктивным источником психич. сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачн. ходе борьбы с сознанием, бессознат. может стать источником всех нервных заболеваний.
В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.
З6.Структура сознания. Сознание и самосознание.Понятие «сознание» неоднозначно. В шир. смысле слова под ним имеют в виду психич. отражение действит. независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
В более узком и спец. значении под сознанием подразумевают не просто психич.состояние, а высшую, собственно чел. форму психич. отражения действит.. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящ. из различн. элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В стр-ре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окр. мире и самом чел. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его стр-ной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточен. внимания опред.круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфера эмоцион. жизни чел.личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты стр-ры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-струк-ванное целое.
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определ. активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, кот.явл. необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определ. форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение чел. самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существ. роль играют ощущения чел. своего собствен. тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направл. на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистич.теории познания — вот в чем сост. главн.фил. вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание чел., будучи субъективн. формой действит., само раздваивается на субъект и объект, на сознание, кот. познает (субъект), и сознание, кот. познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычн. мышления, явл. очевидным и пост. наблюд. фактом.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказ. относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действит-ти на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешн. мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в 2 формах: в соотношении объективного и субъективн. в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.
37.Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. 38. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 39.Основные формы чувственного и рационального познания.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рац. отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у чел. чувственное в ряде моментов пронизывается рац., стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирич. и теоретич., а чувственное и рац. — это способности, на базе которых формируются эмпирич. и теоретич. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания — «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделен. из эмпирич.. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художествен. познании, в то время как эмпирич. уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений (как проявлений сущности), а коррелятом эмпирич. и теоретич. соответственно фрагменты сущн. и целостная сущн. познаваемых предм-в.
Живое созерцание — это скорее не познават.способность,а результат реализации этих способ-ей или сам процесс познания указан.стор. объектов.
Познавательные способности чел. связаны прежде всего с органами чувств. Чел. организм имеет экстерорецептивную систему, направлен. на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан. с сигналами о внутр. физиол. сост. организма.
Основания объединять все эти спос-ти в 1 группу и называть все это способностью к чувствен. отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств чел.
Однако термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями как формой отражения действ-ти. Мы говорим о «чувственном» как о «сентиментальном», «чувствительном», «сладострастном», «интуитивном» и т.п. Но дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином «чувство» нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-видимому, более правильным будет подразделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.
В переводе с латинского «sensitiv» — «воспринимаемый чувствами». Да и в истории фил. мы встречаемся с особым направлением в теории познания — сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.
Познание выступает как диалектич. процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.
Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное мышление)
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
Формы чувственного познания:
1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)
2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)
3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)
Формы логического познания:
1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)
2. Суждение (это движ. и выражение мысли в рез. чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)
3. Умозаключение (это движение мысли, при кот. из одного или неск. суждений выводится новое заключение)
Чувственное познание ограничено:
-не выделяет общее
-не дает знания по сущн. и не дает объясн. и поним.
Этот недостаток преодолевается путем логич. познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувствен. познания (эмпирич.сенсуализм) так и значение логич. познания (рационализм).
Основн. формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
- 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- 2) Проблема чела и смысла существования его в мире.
- 4) Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- 4. Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- 5. Основные фил школы древнего Китая:
- 6. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- 7. Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- 8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- 10. Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- 11. Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- 12. Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- 13. Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- 14. Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- 15 Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- 16. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- 47. Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность.
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.