logo
Filosofia_yekz

35.Теория бессознательного з.Фрейда.

Самая глубокая и значит. область чел.  разума  –  это бессознат.Бессознат.    представляет    собой    хранилище примитивных инстинктивн. побуждений плюс эмоц и воспоминания, кот. настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены  в  обл. бессознат.

Известно, что главн. регулятором  чел. поведения  служит сознание. Фрейд  открыл,  что  за  покровом  сознания  скрыт  глубинный, "кипящий" пласт не  осознаваемых  личностью  могуществен.  стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем,  что  эти неосознаваемые переживания и мотивы могут  серьезно  отягощать  жизнь  и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Чел.  психика  распадается,  по  Фрейду,  на  три  области: сознание,  бессознательное  и  предсознательное.  Эти  три  области  или системы психич.находятся в состоянии непрерывного  взаимод-я, а две первых – и  в состоянии  напряженной борьбы между собой.  К  этому взаимодействию и к этой  борьбе  сводится  психич.  жизнь  чел. Каждый душевный акт и каждый чел.поступок должно  рассматривать как результат  состязания  и  борьбы сознания  с  бессознат.,  как показатель достигнутого в  дан. момент  жизни  соотношения  сил  этих непрерывно борющихся сторон.

Проблема  бессознат.,   облаченная   в   форму   рассмотрения возможности  существования  неосознан. представлений,  находит   свое отражение и в фил.Канта (1724-1804).  Фрейд неоднократно ссылается на Канта  в  своих  работах.  Текстологический  анализ  показ.,  что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произвед.нем. философа.  Во многих случаях Фрейд не только разделяет фил.  идеи Канта,  но  и  апеллирует  к  его  авторитету,  когда  речь  заходит  об обосновании своих психоаналитич. концепций.  Особенно  это  касается проблемы бессознат..

Размышления о проблеме  бессознат. заняли  важное  место  во многих  фил.  работок  XIX  в.  в  этот   период   намечается   и осуществляется поворот от  рационализма  эпохи  Просвящения  и  немецкой класс.фил. к иррационалистическому пониманию бытия  человека в мире.

На формирование психоаналитического учения Фрейда  оказала  влияние фил. Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих фил.в значительной степени предопределили различные  психоаналитические  концепции,  в  том числе и фрейдовские представления о бессознат..  Разумеется,  между психоаналитич. учением Фрейда и фил. Шопенгауэра и  Ницше  нет абсолютн.  тождества.   У   Шопенгауэра   бессознат.   изначально онтологично: - «мировая воля»  –  первопричина  всего  сущего.  Ницше  в известной степени  разделяет  эту  точку  зрения,  но  большее  внимание акцентир. на рассмотрении бессознат., как  оно  функционирует  в глубинах чел. существа. Для Фрейда  же  бессознат.  –  это

прежде всего и главным образом нечто психич., подлежащее  осмыслению лишь в связи с чел.. В отличие от  других,  Фрейд  сделал  анатомию сознания и бессознат. психич. научным фактом. Но объяснил  он этот факт на  основе  лишь  "отрицательного"  понятия  -  неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Фрейд  сделал 3общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

1. Мотивация сознания  при  всей  ее  субъективн.  искрен.  не всегда соответств. действит. прич.поступка;

2.  Поступок  иногда  может  определяться  силами,  действ.  в психике, но не доходящими до сознания;

3. Эти психич. силы с  помощью  известных  приемов  могут  быть доведены до сознания.

Во    втором,    класс.    периоде    психоанализа    понятие бессознат. обогащается  целым  рядом  новых,  в  высшей   степени существенных моментов.

Во втором периоде бессознат. становится необходимою  и  крайне важною составной частью психического аппарата всякого  человека.  Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психич. жизни.  Бессознат. становится  продуктивным  источником психич. сил и энергией для  всех  областей  культурного  творчества, особенно для искусства. В то же  время,  при  неудачн.  ходе  борьбы  с сознанием,  бессознат.  может   стать   источником   всех   нервных заболеваний.

В  третьем  периоде  теория  влечений   подверглась   существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные  и  влечения «я» появилось новое деление:  1)  сексуальное  влечение,  или  эрос;  2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти  –  лежит  в  основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

 З6.Структура сознания. Сознание и самосознание.Понятие «сознание» неоднозначно. В шир. смысле слова под ним имеют в виду психич. отражение действит. независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более узком и спец. значении под сознанием подразумевают не просто психич.состояние, а высшую, собственно чел. форму психич. отражения действит.. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящ. из различн. элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В стр-ре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окр. мире и самом чел. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его стр-ной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточен. внимания опред.круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоцион. жизни чел.личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям.  Чувства, эмоции суть компоненты стр-ры сознания.  Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-струк-ванное целое.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определ. активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, кот.явл. необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определ. форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение чел. самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание -  это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существ. роль играют ощущения чел. своего собствен. тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направл. на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистич.теории познания — вот в чем сост. главн.фил. вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание чел., будучи субъективн. формой действит., само раздваивается на субъект и объект, на сознание, кот. познает (субъект), и сознание, кот. познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычн. мышления, явл. очевидным и пост. наблюд. фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказ. относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действит-ти на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешн. мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в 2 формах: в соотношении объективного и субъективн. в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

 37.Специфика   познавательного   отношения   человека   к  миру   и   многообразие   форм познания.   38. Структура и основные характеристики познавательного процесса.   39.Основные формы чувственного и рационального познания.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рац. отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у чел. чувственное в ряде моментов пронизывается рац., стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирич. и теоретич., а чувственное и рац. — это способности, на базе которых формируются эмпирич. и теоретич. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания — «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделен. из эмпирич.. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художествен. познании, в то время как эмпирич. уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности — научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений (как проявлений сущности), а коррелятом эмпирич. и теоретич. соответственно фрагменты сущн. и целостная сущн. познаваемых предм-в.

Живое созерцание — это скорее не познават.способность,а результат реализации этих способ-ей или сам процесс познания указан.стор. объектов.

Познавательные способности чел. связаны прежде всего с органами чувств. Чел. организм имеет экстерорецептивную систему, направлен. на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладает способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан. с сигналами о внутр. физиол. сост. организма.

Основания объединять все эти спос-ти в 1 группу и называть все это способностью к чувствен. отражению действительности, или «чувственным», имеются: эти способности заключены в органах чувств чел.

Однако термин «чувственный» многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями как формой отражения действ-ти. Мы говорим о «чувственном» как о «сентиментальном», «чувствительном», «сладострастном», «интуитивном» и т.п. Но дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином «чувство» нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-видимому, более правильным будет подразделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского «sensitiv» — «воспринимаемый чувствами». Да и в истории фил. мы встречаемся с особым направлением в теории познания — сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

Познание выступает как диалектич. процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное мышление)

Каждая из этих ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного познания:

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)

Формы логического познания:

1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение (это движ. и выражение мысли в рез. чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)

3. Умозаключение (это движение мысли, при кот. из одного или неск. суждений выводится новое заключение)

Чувственное познание ограничено:

-не выделяет общее

-не дает знания по сущн. и не дает объясн. и поним.

Этот недостаток преодолевается путем логич. познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувствен. познания (эмпирич.сенсуализм) так и значение логич. познания (рационализм).

Основн. формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.