logo
Filosofia_yekz

8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)

Во время развития высокой классики фил. Учению подвергались все стороны человеческой жизни.

Сократ (470 - 399 г. до н.э.)

С. подвергал сомнению очевидные для человека истины, т.к. утверждал, что мы не можем доказать с абсолютной точностью ни одно суждение, поэтому его степень достоверности можно установить в процессе диалога или обсуждения, т.к. беседуя и споря люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отделоности кажутся истинными. Он разработал диалектику, в рамках которой исследовал истинности суждения, мнений.

В этике С. изображал позицию этического рационализма, где он утверждает, что счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство, а для этого нужно верно знать в чем оно состоит.

«Иронические диспуты Сократа», «я знаю что я ничего не знаю», «познай себя»

Платон (428 – 348 г. до н.э.). идеал влести - монархия

Был учеником Сократа. Создал собственную школу в Афинах, котор. назвал академией. В Ф. он разработал учение об идеях – праобразы сущности и гипотезы всех вещей, а также предел, к которому все вещи стремятся, но никогда не достигают. Окружающий мир для Платона состоит из 2-х основ:

1)        был мир идей - божественный мир, куда стремится попасть любой чел.;

2)        мир вещей – мир действительный, мир окружающих предметов и идей.

Человек способен постигать мир идей (1) благодаря диалектике. Диалектикой он наз. учение ставить вопросы и давать на них ответы. П. разработал учение об идеальном государстве. В таком обществе он видел 3 основных сословия: 1 - философы, 2 - воины, 3 - работники.

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Ученик Платона, поэтому признавал его учения об идеях. Он утвержд., что сущности всех вещей неизменны и не зависят от челов. субъективности. Он критиковал Платона за то, что тот ориентировал всех людей на достижение божеств. мира идей. А. утвержд., что у всякой вещи есть свои причины: 1) форма, 2) материя), 3) движение, 4) цель.

А. занимался систематизацией всех наук и поэтому классифицировал осн. знания:

1) теоретические (философия, математика, физика);

2) практические (этика, политика);

3) созидательные (искусство).

Он также исследует проблемы гос-ва и выделяет правильные формы гос-ого устройства.

1)        монархия, 2) аристократия, 3) полития.

  1. 9.           Соотношеиие разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Категория веры как нерац.способа постижения действит. становится одной из главных в христианской фил.. Религиозн. фил. Тертуллиан (около 160- 220 гг.) отстаивал тезис о несовместимости религиозной веры и фил. знания. Он исходил из принципа " верую, потому что абсурдно " и чем парадоксальнее религиозный тезис, тем сильнее должна быть вера. По его мнению, смерть божьего сына достовер­на, ибо она ни с чем несообразна; его воскрешение после смерти несомнен­но, ибо невозможно. Единств.авторитетный источник знания - Еванге­лие, а фил. разум несовместим с верой, так как он ведет к ереси. В средневек.фил. можно выделить два осн. периода: патристика и схоластика.

Патристика (от лат. "pater" - отец) представляла совок. религи­озно- фил. учений "отцов церкви", т.е. тех, кто разработал теорет. основы христианства. Выдающимся христ. мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354 - 430 гг.), прозванный Блаженным. Вначале Августин придерживался языческих взглядов на мир, затем принял христиан­ство. Написал множество религиозных трактатов, среди них главные: "Исповедь", "О троице", "О граде божьем " и др.  Все его исследования теоцентричны, основанием и стержнем его философских суждений является учение о Боге. По мнению Августина, Бог представляет вечное, неизменное, абсолют­ное, духовное бытие, существующее вне времени и пространства. Как суб­станция (существенная основа мира) Бог является источником любого друго­го бытия, т.е. творцом Вселенной и вершителем судеб людей. Предметы и яв­ления сотворенного Богом мира изменчивы, относит., существуют во времени и пространстве, определяются божественной волей.

По сути своей чел.внутренне противоречив, он сост. из тела и души. Душа, как частичка Бога в человеке, бессмертна, но она обременена телесной природой, которая сама по себе есть воплощение духовной сущно­сти. Августин разработал новую концепцию бытия, человека, познания, от­личную от античного понимания. Он акцентировал внимание на осмыслении внутр. мира человека, его познавательных способностях, идее общест­венного развития.

В конце XI в.  начинается новый период средневековой Ф. -  схоластика (от.лат. scholastika - школьный, учебный). Она преподавалась в монастырских школах, а затем университетах и была тесно связана с теоло­гией.

Главной целью схол. было рац.обоснование христианских догматов. Она исходила из того, что истина дана в Библии и сочинениях "от­цов церкви", но её нужно актуализировать, т.е. вывести из "священного пи­сания" посредством системы силлогизмов.