40.Понятие и основные функции науки.
Нау́ка — особый вид познават.деятельно-сти, направл. на получение, уточнение и пр-во объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Наука - это исторически сложившаяся форма чел. деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовн. пр-во, кот. имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Совр. наука - чрезвычайно разветвленная совокупн. отдельных научн. отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого чел. как существа соц. (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс фил. дисциплин, изуч.наиболее общие законы развития и прир., и общества, и мышления.
В естеств. науках одним из главн. приемов исследования является эксперимент, а в обществ. науках - статистика.
Общенаучными логическими приемами явл. индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирич. материала, выражен. в соответствующих теориях, законах и принципах; основан. на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
- 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- 2) Проблема чела и смысла существования его в мире.
- 4) Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- 4. Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- 5. Основные фил школы древнего Китая:
- 6. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- 7. Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- 8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- 10. Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- 11. Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- 12. Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- 13. Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- 14. Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- 15 Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- 16. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- 47. Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность.
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.