logo
Filosofia_yekz

40.Понятие и основные функции науки.

Нау́ка — особый вид познават.деятельно-сти, направл. на получение, уточнение и пр-во объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука - это исторически сложившаяся форма чел. деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовн. пр-во, кот. имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Совр. наука - чрезвычайно разветвленная совокупн. отдельных научн. отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого чел. как существа соц. (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс фил. дисциплин, изуч.наиболее общие законы развития и прир., и общества, и мышления.

В естеств. науках одним из главн. приемов исследования является эксперимент, а в обществ. науках - статистика.

Общенаучными логическими приемами явл. индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирич. материала, выражен. в соответствующих теориях, законах и принципах; основан. на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.