41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирич. и теоретич.. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны.
Совокупн.приемов исслед. объекта - есть метод.
Методы бывают:
Конкретно-научные и специфические методы
Общенаучные, применяемые во всех науках
Всеобщий, философский метод.
Общенаучный метод делится на на 3 группы.
1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)
2. Методы, используемые в эмпирич. и теоретич. познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация)
3. Чисто теоретич. методы (формализация, историч. и логич. методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический)}
Методы теоретич. уровня научн. познания отличаются от методов эмпирического:
Абстрагир. - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то св-в предмета познания с целью углублен. исслед. одной из его сторон.
Аналогия – умозаключ. о сходстве объектов в определен. отнош. на осн. их сходства в ряде иных отнош.
Моделирование - метод, основ. на изучении не самого объекта , а его модели.
Идеализация - метод использов. идеальной модели.
Научное познание нач с постановки проблемы. Далее следует гипотеза.А затем теория (статус гипотезы как достоверного знания).
Проблема - «знание о незнании» о том,что еще не познано.
Гипотеза - Научно обоснов предполож., исходящее из фактов, умозаключение,имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер.
Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию.
Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения.
- 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- 2) Проблема чела и смысла существования его в мире.
- 4) Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- 4. Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- 5. Основные фил школы древнего Китая:
- 6. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- 7. Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- 8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- 10. Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- 11. Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- 12. Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- 13. Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- 14. Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- 15 Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- 16. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- 47. Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность.
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.