23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
Философские идеи в культуре Киевской Руси.
Истоки укр.фил.культуры следует искать в культуре Киевской Руси (9-13 в.). Именно в эпоху Киевской Руси закладываются основы укр. нац. хар-ра и менталитета. Осн.чертами укр. типа мышления исследователи считают:
индивидуализм, который неразрывен с идеей равенства, уважением к другому человеку, его свободе и неприятием деспотизма в какой бы то ни было форме;
поиск правды, смысла человеческой жизни в отличие от западноевропейской ориентации на абстрактным поиск истины;
выраженное поэтическое восприятие действительности, приоритет "сердца" над "разумом".
Специфика укр. фил. обусловлена "срединным положением" наших земель между Востоком и Западом, Европой и Азией. Напомним, что по Днепру проходил один из важнейших в то время торговых путей "из варяг в греки". Подобное расположение на перекрёстке различн. культ. традиций обусловило открытость формирующегося укр. этноса различным религиозным, эстетическим и мировоззренческим влияниям, которые уже в культуре Киевской Руси были трансформированы в единое и самобытное целое.
Фил. мотивы прослеживаются во многих литературных произведениях эпохи Киевской Руси. В своей летописи Нестор размышляет над преемственностью истории, роли божественного проведения в судьбах народов и государств, причинах войн и междоусобиц. Размышляет о мировой истории в своём "Слове о законе и благодати" киевский митрополит Илларион. По его мнению, история является воплощением бытия, выраженного в движении все новых и новых нардов к благодатному христианскому откровению. Илларион отстаивал принципы гармонии во взаимоотношениях небесного и земного, дух. и телесного.
Философское знание в братских школах и Киево-Могилянской академии.
Начиная с 14 века происходит активное формирование укр. культ. традиции. В условиях борьбы с монголо-татарским игом и противостояния наступлению католицизма с Запада, происходит консолидация укр. этноса. В этих условиях, в укр. городах возникают православные организации - братства, ставящие своей целью сохранение нац. образоват. и культурной традиции. Объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую => Критикуя наступление католицизма на укр. земли, писатели-полемисты попутно поднимали многочисленные фил. вопросы, такие как проблема соотношения Бога и мира (Иван Вишенский), проблема самопознания как морального самосовершенствования и реализации себя в "умном делании"(Исайя Копинский), рассмотрение человека как активного и творческого начала общественной жизни (Герасим и Мелетий Смотрицкие).
В 17 веке центром укр. фил. становится созданный в 1632 году по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянский коллегиум, впоследствии реорганизованный в Академию. Фил. преподаётся в этом учебном заведении в качестве самостоятельной дисциплины. Изменяется и предметное поле фил.- она переориентируется с богословских вопросов на проблемы познания природы и человека. То есть, можно утверждать, что благодаря деят. преподавателей Киево-Могилянской академии существенно усиливается западноевропейское влияние на укр. фил.В сферу научных интересов профессоров этого заведения входят фил. учения Макиавелли, Галилея, Френсиса Бекона, Декарта, Спинозы, Лейбница. То есть, преподавание фил. велось на совр.фил. материале в соответствии со сложившимися в Европе традициями. Крупнейшими представителями фил.школы Киево-Могилянской академии были Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Иннокентий Гизель, Григорий Щербацкий.
Григорий Сковорода. Жизнь и учение.
Крупнейшим укр. фил. 18 века, и, наверное, одним из наиболее самобытных и глубоких славянских мыслителей всех времён, был Григорий Сковорода. Значит. часть своей жизни Сковорода провёл в странствиях, излагая жителям укр. городов и сёл своё учение и подтверждая это учение собств. жизнью. Не случайно, Сковороду называют часто "укр. Сократом".
В основе фил. Сковороды лежит учение о двух природах: видимой и невидимой, внешней и внутр., сотворенной и божественной. Для Сковороды значимой является невидимая, внутренняя, божественная сущность бытия. Только постигая её чел. может открыть смысл жизни и обрести подлинное счастье, "мир душевный".
Важное место в учении Сковороды занимает концепция трёх миров: 1) макрокосмос или окружающий мир; 2) микрокосмос или внутр. мир человека; и 3) символич.мир, воплощен. в Священном Писании, которое помогает открывать универсальные смыслы и даёт подлинные знания. Оптимальн. путём познания для Сковороды является самопознание, поэтому вслед за Сократом он исповедует принцип: "Познай самого себя".
Сковорода настаивал на том, что каждый человек предрасположен к определ. виду деят-ти. В соответствии с этим учением о сродном труде, главн.задача педагога - помочь чел. открыть эту предрасположенность, найти своё жизненное призвание. Реализация этого призвания позволяет чел. реализовать смысл собств. жизни.
Украинская философия 19-20 века.
В начале 19 века происходит так называемое Слобожанское возрождение, для которого характерен значительный интерес к украинскому фольклору, истории, культуре. Центром этого возрождения стал созданный в 1804 году Харьковский университет. Значительным событием интеллектуальной и культурной жизни на Украине стало открытие в 1834 году Киевского университета. В это время формируется укр. фил.традиция с ярко выраженным нац. вектором. Одним из её представителей был первый ректор Киевского университета Михайло Максимович - автор интересной фил. концепции понимания природы как произведения искусства, каждая часть кот. свидетельствует о божественном целом.
Влияние концепт. подходов Максимовича испытал на себе выдающийся укр. историк и писатель, один из основателей и главн. идеологов Кирилло-Мефодиевского братства Николай Костомаров. Историческим идеалом общественно-гос. устройства для Костомарова были Киевская Русь и Запорожская Сечь, ставшие наиболее чистым воплощением укр. духа. В основу истор. развития, по мнению Костомарова, должны быть положены два принципа: любовь к человеку и любовь к Богу.
Для развития укр. фил. важное значение имеет творчество выдающихся укр. писателей и поэтов. Н. Гоголь, Леся Украинка, И. Франко, М. Коцюбинський, Панас Мирный и другие писатели в своих произвед. Художеств. методами пытались осмыслить бытие укр. народа, специфику его культуры и менталитета, место в системе мир. культуры. Особенно важным в данной связи является жизнь и творчество Т. Шевченко, ибо именно ему удалось наиболее аутентично выразить специфику украинского миропонимания, надежды и чаяния нашего народа, его противореч. и не всегда благосклон. судьбу.
Крупнейш. представителем академич.укр. фил. 19 века был оригинальный мыслитель и историк фил. Памфил Юркевич. Фил. учение Юркевича называют "фил.сердца", поэтому он фактически продолжает линию Г.Сковороды. Именно фил. даёт человеку единое и целостное мировосприятие, направляя его к вечному и божественному. В основе представлений Юркевича о божественном лежит учение об идеях Платона.
Интересная модель развития естеств. и человеч. истории была создана выдающимся укр.мыслителем, первым президентом Укр. академии наук Вл. Вернадским. Вернадский с оптимизмом смотрел на перспективы развития чел. цивилизации и был уверен, что чел-во, благодаря воплощенному в науке разуму, преодолеет все трудности и создаст гармоничную модель мироздания.
Большая часть 20 века - это время господства марксизма в укр. фил.. Догматическое отношение к этому течению, а также периодические репрессии коммунист. режима, направленные против нац.интеллигенции, существенно ограничивали фил. потенциал укр.общества. В то же время, за советский период укр. истории существенно повысился уровень грамотности укр.народа и была создана мощная система органов высшего образования. Фил., как идеологическая наука, стала обязательным предметом в высшей школе. Правда, излагалось преимущественно марксистско-ленинское понимание фил. и свободомыслие безжалостно каралось.
Достаточно динамично развивается украинская философия в настоящее время. Среди её крупнейших представителей можно назвать Сергея Крымского. Вышла в 2000 году книга Сергея Крымского "Фил. как путь человечности и надежды". "Смысл жизни очень прост: он в том, чтобы сделать счастливым хотя бы одного человека, сформировать свой внут. мир и дать сказаться через него миру внешнему," - отметил Сергей
- 1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- 2) Проблема чела и смысла существования его в мире.
- 4) Пробл связи с решением субъект-объектных, межличн соц отнош, рассмотрение чел в мире людей.
- 4. Ортодоксальные и неортодокс шк древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
- 5. Основные фил школы древнего Китая:
- 6. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал(архе) (философия досократиков).(аф, натурфилософия 7-5 вв.До н.Э.)
- 7. Концепция атомизма и материалистич тенденции в древнегреческой философии(аф,натур.,7-5 вв до н.Э.)
- 8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля(аф висока классика 5-4 вв до н.Э.)
- 10. Разраб христианской догматики в ранней среднев философии(апологетика«защита» патристика).
- 11. Схоластика и ее систематиз в филФ.Аквинского.
- 12. Принципы средневекового философского мышления:теоцентризм,супранатурализм,креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.
- 13. Гуманизм(нач14-сер15вв) философской мысли Возрождения.(н14 – к16вв)
- 14. Социально-политические идеи Возрождения (т. Мор, Томазо Кампанелла).
- 15 Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской(новое время 17-19вв) культуре (ф. Бэкон, р. Декарт).
- 16. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).(новое время 17-19вв)
- 19. Критика философской классики и иррационализация фил. В творчестве а.Шопенгауэра, с.Кьеркегора, ф.Ницше.
- 20. Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
- 21. Марксистско-ленинская философия и современность.
- 22. Философия XX столетия.
- 23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.
- 24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.
- 25.Понятие метафизики и диалектики.
- 26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории
- 28.Онтология как философское учение о бытии.
- 29 .Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. И науке.
- 31.Учение о человеке в структуре философского знания.
- 32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
- 33.Проблема смысла жизни человека.
- 34.Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
- 35.Теория бессознательного з.Фрейда.
- 40.Понятие и основные функции науки.
- 41.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 42.Определение общества: основные дефиниции.
- 43.Общество как саморегулирующаяся система.
- 44.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- 45.Феномен власти в жизни общества
- 46.Политическая организация общества.
- 47. Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- 48.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- 49.Роль народных масс и личности в истории.
- 50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- 51.Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- 52.Традиции и новации в динамике культуры.
- 53.Религия и искусство как форма духовного освоения реальности.
- 54.Глобальные проблемы современности.
- 55.Приоритеты философии в новом тысячелетии.
- 56.Культура и нравственность.
- 57.Феминистский поворот в культуре и философии.
- 58.Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики: проблемы безопасности.
- 59.Понятие общественного прогресса и его критерии.
- 60.Современные концепции будущего человечества. Футурология.