24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?». |
|
Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену. |
Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной. |
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок. |
Реализация пациентом своего права на смерть в больничных условиях имеет свою особенность. Если в обычных условиях человек совершает суицид самостоятельно, используя подручные средства (медпрепараты, химические вещества и др.), то в больничных условиях безнадежный страдающий пациент обращается с подобной просьбой к медицинскому персоналу, чаще всего к лечащему врачу. Если врач помогает пациенту в его праве на смерть, то можно ли его считать убийцей, или это определенного рода услуга? В зарубежной медицине отношение к эвтаназии неоднозначно: в одних странах она запрещена (Германия, Испания), в других – допускается пассивная эвтаназия (Голландия, США). Например, в США одиннадцать штатов приняли «Закон о естественной смерти», суть которого состоит в уважении права пациента на смерть через пассивную эвтаназию (Уолкер А.Э. Смерть мозга. М., 1988. С.208,209). Право на смерть в форме эвтаназии имеет всегда ценностную мотивацию: религия (казус с Карен Куинлан), родительские чувства (казус с Бэби Доу), чувства сострадания (казус с доктором Краай).
Право на смерть в форме эвтаназии даже в странах, где эвтаназия допускается, остается дискуссионным (например, суд над доктором Кеворкяном Д. в США). В странах же, запрещающих эвтаназию, право пациента на смерть реализуется «теневым» или причудливым образом (казус с испанским моряком Рамоном Сампедро).
- 50. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
- 49. Глобальные проблемы человечества. Сущность ,классификация и пути решения
- 48. Проблема свободы в философии.
- 47.Потребности ценности интересы и оценки
- 45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований
- 44. Философия социалной сферы общества
- 43.Философия политики.
- 42. Природа техники. Философия техники. Этапы развития технического знания
- 43. Материальное производство—основа общественного развития
- 40. Проблема прогресса и его критериев
- 38. Общество, как само развивающаяся система.
- 35. Проблема истины в философии
- 33. Эмпирический и теоретический методы познания
- 32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
- 31. Духовная жизнь общества.
- 30.Природа и общество.
- 29. Живая и неживая природы
- 27. Законы диалектики.
- 26. Принципы диалектики и её альтернативы
- 24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
- 23. Язык речь и мышление.
- 21. Проблема сознания в философии
- 18. Единство и многообразие мира.
- 15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
- 2. Осознание кризиса современной эпохи.
- 3. Иррационализм.
- 4.От естествознания к философии.
- 14. Русская философия XI – XX вв.
- 11. Немецкая классическая философия
- 10. Основные черты философии Нового времени.
- 9. Натурфилософия эпохи Возрождения
- 7. Основными представителями направлений и школ античной философии являются: