logo search
БИЛЕТЫ ФИЛОСОФИЯ

3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".

Проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи. Бердяев предполагает рассматривать проблему человека как философ, а не как теолог. Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины.Проблема человека стала особенно неотложной и мучительной для нас потому, что мы чувствуем и сознаем, в опыте жизни и опыте мысли, недостаточность и неполноту антропологии патристической и схоластической, а также антропологии гуманистической, идущей от эпохи Ренессанса.С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге. Когда мы стоим перед загадкой человека, то вот что прежде всего мы должны сказать: человек представляет собой разрыв в природном мире, и он необъясним из природного мира. Человек может быть познаваем как объект, как один из объектов в мире объектов. Тогда он исследуется антропологическими науками - биологией, социологией, психологией. При таком подходе к человеку возможно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании неуловим. Есть другой подход к человеку. Человек сознает себя также субъектом и прежде всего субъектом. Тайна о человеке раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный мир, свой внемирный мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу. Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека. Одинаково ошибочна антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе. Загадка человека ставит не только проблему антропологической философии, но и проблему антропологизма или антропоцентризма всякой философии. Философия антропоцентрична, но сам человек не антропоцентричен. Это есть основная истина экзистенциальной философии в моем понимании. Я определяю экзистенциальную философию как противоположную философии объективированной (см. мою книгу "Я и мир объектов".). В экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия. Лишь в человеческом существовании и через человеческое существование возможно познание бытия. Познание бытия невозможно через объект, через общие понятия, отнесенные к объектам. Это сознание есть величайшее завоевание философии.

Билет №39 1. Различие философского и научного подходов к анализу сознания.

Понятие "сознание" неоднозначно. В широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение действительности. В более уз­ком и специальном значении под сознанием понимают не только психи­ческое состояние, а высшую, свойственную только человеку. Форму психического отражения действительности. Сознание человека представляет собой целостную систему, состоя­щую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Т. о. , сознание- это высшая, свойственная только людям и связанная с речью Функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенап­равленном отражении действительности. Следует также отметить, что сознание- это не сумма множества состав­ляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. При анализе сознания используется как фил., так научн. подходы. Наука рассамтривает с. в тесной связи со структурами мозга, физиологическими и анатомическими основами для его формирования и функционирования . Наука утверждает: мозг есть орган сознания, а соз­нание -функция человеческого мозга. На это указывает прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит уровень отражательной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить ор­ганом примитивного сознания. Мозг современного человека представля­ет собой сложноорганизованный орган, так как он сформировался в ре­зультате длительной биосоциальной эволюции. Так сознание ребенка формируется в связи с развитием мозга, а когда мозг глубокого стар­ца дряхлеет, то угасает и функция сознания. Нормальная психика невозможна вне нормального функционирующего мозга. Как только нарушается или разрушается структура организации материи мозга, разрушается и структура сознания. Экспериментальные данные многих наук(психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности )свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Сознание всегда связано с проте­кающими в мозгу процессами и не существует помимо них, хотя не они составляют сущность сознания. Сущностью же сознания, его значимостью для человека занимается Ф.