Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от цели детерминирующим фактором является определенный регулятор, необходимо рассмотреть наиболее значимые для деятельности регуляторы (интересы, потребности, идеалы, нормы и ценности) и их наличное соотношение друг с другом.
Сознание и поведение людей зависит от условий материальной жизни, которые формируют систему потребностей. Формирование потребностей является исходным пунктом активного отношения человека к окружающему миру и действий по их удовлетворению. В силу этого потребности представляют собой древнейшую базисную регуляцию как индивидуальных, так и групповых действий.
Потребность– это состояние зависимости субъекта от объективных условий его жизнедеятельности, ибо удовлетворение потребностей происходит во взаимодействии с предметным миром и личностной сферой индивидуума. Удовлетворение потребности – это своеобразное «поглощение» энергии, труда, способностей другого человека, это вместе с тем установление связей с другими людьми через мир их знаний, способностей, навыков, умений и т.д.
Состояние потребностей людей той или иной эпохи – достоверный показатель уровня развития общества, ибо в них как в объективно существующей необходимости отражается достигнутый обществом потенциал экономических, социальных и духовных возможностей, которыми располагают общество и индивид. Изменение потребностей – объективный показатель новых тенденций общественного развития.
Таким образом, процесс расширения и обогащения социальных потребностей происходит не только путем создания предметов для их удовлетворения, но и затрагивает сам процесс деятельности по их производству. Вследствие этого с развитием человеческих потребностей происходит изменение способов, средств их удовлетворения, происходит преобразование всех сфер жизнедеятельности людей.
Следует обратить внимание на то, что прогресс человека исторически был связан с ростом его потребностей. Богатство человеческих желаний есть важный стимул развития и производства самого человека.
Смысл всякой разбуженной потребности в том, что она требует своего удовлетворения и тем самым становится стимулом, движущей силой человеческой деятельности, человеческой активности. Разумеется, не всякая живущая в людях нужда имеет равную силу — одни выходят на первый план, становятся доминирующими, другие остаются как бы потенциальными, они срабатывают лишь при благоприятных обстоятельствах.
Мир человеческих желаний связан с потребительской деятельностью. Исторически человек вышел из природного, животного мира. Но он, в отличие от животного, не способен к потреблению чего бы то ни было (за известными исключениями) в той форме, которая дана самой природой. Как пчела перерабатывает цветочный нектар в мед, так и люди, для того чтобы потреблять, перерабатывают природный материал в пригодный для них вид, т. е. придают веществу природы человеческую форму, и лишь в таком виде естественное, природное становится предметом потребления. Так возникает общественное богатство - мир материальных и духовных благ. Даже тогда, когда человек пользуется "дарами природы" - воздухом, водой, солнечным теплом и светом, форма их потребления обусловлена пространством культуры, в которое помещен потребитель этих благ. Поскольку люди могут существовать, лишь потребляя блага в их человеческой форме, т. е. в мире вещей и символов, ими же самими воссозданном, то, следовательно, воспроизводство "человеческого мира" есть необходимая предпосылка самого существования человеческого рода. Такое воспроизводство, устойчивое, постоянное и прогрессирующее, и есть содержание человеческой деятельности. Через деятельность человек сам порождает и формирует свои потребности и благодаря продуктам деятельности удовлетворяет их. Но если люди способны потреблять в основном лишь такие блага, которые имеют особую, человеческую, в самой природе, не встречающуюся форму, то ясно, что производство благ есть процесс "очеловечивания" природы, создание "второй реальности".
Деятельность есть фундаментальная сторона сущности человека, реакция на человеческие потребности, а потребность — источник многообразной активности, двигатель жизни и повелитель волевых устремлений. Подобно тому, как человеческая активность в сфере труда имеет свои закономерности, так и потребление благ как материального и духовного богатства общества имеет свои законы. Потребление человеческих продуктов деятельности само должно быть человеческим. Это значит, что оно должно быть не чем иным, как практическим и теоретическим освоением, распредмечиванием предметов культуры, расшифровкой отложений в мире культуры. Потребление, следовательно, само есть специфически человеческая деятельность, особая форма активности. Но научиться распредмечивать мертвый сам по себе вещный мир культуры нельзя в полной мере, если субъект культуры не усвоил противоположную форму деятельности — процесс опредмечивания, очеловечивания природы в результате проектирования новых форм предметности. Следовательно, тип человека как "потребителя по преимуществу" отражает противоречивость социального бытия, ведет к одностороннему и ущербному развитию личности, к неспособности осваивать смысловое богатство мира культуры. Американский футуролог О. Тоффлер в книге "Шок от будущего" утверждает, что стремительный рост предметов потребления и неизбежность их постоянного обновления изменяют традиционное отношение человека к вещам, вырабатывают бездушный психологический механизм "потребил - выбросил", который, в конце концов, переносится и на человеческие контакты.
Кризис личности (и цивилизации) можно предотвратить, если перестроить систему мотиваций и иерархию ценностей, вернуться к осознанию подлинной роли того, что не имеет цены: чистому воздуху, здоровой пище, общению с природой. Без многообразия форм потребления, без многостороннего освоения мира культуры, без постоянной включенности в структуры социокультурной реальности человек не может стать полноценным представителем рода человеческого. Вместе с тем, очевидно, что подлинное освоение предметного мира предполагает вовлеченность людей в процесс воспроизводства этого мира. При этом существует, по-видимому, некий социокультурный закон взаимоотношения этих двух процессов: нормальный человек производит и отдает обществу больше, чем потребляет. Природа человеческого бытия в культуре такова, что он способен создавать "культурную негэнтропию" (упорядоченность) в отличие от животного. Активность человека всегда дает некий "прибавочный продукт", его активность связана не только с поддержанием своего личного биологического существования, но включает в себя универсальный смысл, предполагающий создание общезначимых ценностей.
Духовные ценности, создаваемые в процессе духовного производства не исчезают в процессе их потребления. Выдающиеся произведения духовной культуры могут быть использованы неограниченное время. Следовательно, производство духовных ценностей и их потребление являются относительно самостоятельными процессами духовной жизни общества. Также большой самостоятельностью по отношению к духовному производству обладают процессы распределения и обращения духовных ценностей.
Специфика духовного производства связана с его продуктами и характером используемого в нем труда. Продукты духовного производства отличаются, как правило, новизной, уникальностью. Одни (книги, картины) могут существовать отдельно от своих создателей, что делает возможным их длительное потребление. Ряд продуктов духовного производства потребляется в момент их создания (творчество певцов, музыкантов).
Важнейшей стороной духовной жизни общества наряду с духовным производством выступают духовные потребности, то есть состояния людей, побуждающие их к познанию действительности, к творчеству, нравственному совершенствованию, к интеллектуально насыщенному общению. Духовные потребности изменяются и развиваются по мере развития духовного производства, духовной деятельности. Удовлетворение потребностей приводит не только к воспроизводству существующих и порождению новых. Разрыв между уровнем производства и духовными потребностями является источником развития духовного производства.
Важнейшей особенностью духовных потребностей является их связь с социальными интересами и мировоззрением людей.
Процесс удовлетворения духовных потребностей или духовное потребление имеет свои особенности:
1) духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а превращаются в богатство духовного мира человека;
2) целью духовного потребления является духовное развитие и совершенствование человека;
3) процесс потребления духовных ценностей есть в известной мере
и процесс их производства (читатель, зритель, слушатель переживает, осмысливает духовные ценности под углом зрения жизненного опыта), то есть процесс потребления духовных благ обладает творческим характером;
4) духовное потребление тесно взаимосвязано с духовными потребностями и развитие духовных потребностей является стимулом потребления, а потребление – необходимым условием дальнейшего развития духовного потребления.
Духовное потребление в большой степени зависит от духовного производства, ориентированного на регуляцию человеческой жизнедеятельности.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.