Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Интереспроявляется как направленность деятельности, в основе которой лежит зависимость целей социального субъекта от объективных условий его жизни. Условия жизни, место в обществе определяют цели и интересы людей, стремящихся удовлетворить свои потребности.
Интересы конкретного человека – это преломление интересов его эпохи, его социального окружения. Интерес есть более или менее сознательная позиция социального субъекта в конкретных обстоятельствах, производная от его места в системе общественных отношений. Человек, действуя в соответствии со своими интересами, действует как направляющий фактор развития событий, как их движущая сила.
Таким образом, можно констатировать, что интересы, являясь формами активного отношения субъекта к реализации своих потребностей, являются осознанными побудительными силами поступков человека, выбора им конкретных форм деятельности и поведения. И таковыми они являются в силу того, что в них находят отражение те общественные ценности, к которым человек стремится. Интересы, являясь непосредственными стимулами деятельности, вместе с тем являются средствами сообразования удовлетворения потребностей с ценностями и идеалами. Через идеалы интересы приобретают статус подлинно человеческих и приобщаются к системе общественных ценностей, являющейся основой осознания и осмысления интересов.
Через систему ценностей общество не только формулирует свои идеалы и конечные цели развития, но и противопоставляет себя объективному миру, поскольку стремится его изменить, преобразовать в соответствии со своими ценностями.
Ценности, как элементы внутренней структуры личности, становятся неотъемлемыми компонентами ее ценностных ориентаций, являющихся регулятором деятельности, направляющим и координирующим ее. Ценностные ориентации имеют достаточно сложную структуру и включают в себя, прежде всего, ценностные представления. На основе ценностных представлений формируются идеалы, которые, будучи образами будущего, определяют: каким должно стать то или иное явление, чтобы соответствовать запросам, потребностям и интересам субъекта. Идеалы, как образы будущего, способствуют определению целей, которые ориентируют субъекта на конкретные результаты, к которым должны привести конкретные действия, чтобы они приобрели соответствующее запросам субъекта
значение.
Ценностные ориентации, образованные совокупностью усвоенных личностью социально значимых ценностей, формируют социальный стиль поведения. Сформировавшийся на основе ценностных ориентаций оптимальный вариант поведения закрепляется в социальных нормах, которые выступают как средство достижения цели и вместе с тем являются критерием оценки правильности предпринимаемых действий с позиции их соответствия интересам общества.
Социальные нормы определяют границы допустимого во взаимоотношениях людей и в силу этого являются регуляторами деятельности. Социальные нормы, имея непосредственное отношение к социальным ценностям, вместе с тем, в силу своего функционального назначения, являются требованиями, предъявляемыми человеку со стороны общества, которые, будучи оформленными в систему правил и предписаний по поводу должного поведения в интересах обеспечения социальной стабильности, являются рамками, выход за которые считается неправомерным и недопустимым с точки зрения сохранения социальной безопасности.
Если нормы проявляются как фактор, дисциплинирующий деятельность, то идеал – это, прежде всего, фактор, активизирующий деятельность, но при этом ограничивающий ее сферой желаемого должного. Идеалы, возникая в ответ на потребности общества, способствуют активизации человеческой деятельности и ее направленности на реализацию целей, порождаемых глубинными тенденциями в общественном бытии.
Общественные идеалы, будучи усвоенными личностью, становятся мерилом ее самореализации, соответствующим преобразуемым в интересах общества внешним обстоятельствам. Идеалы придают смысл личностным ценностям, объединяя их в систему ценностных ориентаций.
Идеалы – это проявление личной свободы, ибо, как известно, приверженность идеалам, как и сами идеалы – проявление личностного выбора. Как верно подметил Э. Фромм, «человек не свободен выбирать между тем, чтобы иметь, и тем, чтобы не иметь «идеалы», но он свободен выбирать между различными идеалами». 6
Любое благо, служащее средством удовлетворения какой-то человеческой потребности, с одной стороны, есть нечто объективное или опредмеченное (пища, одежда, книга, кинофильм, ласка, уважение окружающих людей, престиж и т. п.), с другой, есть нечто субъективное, ибо любое благо таковым становится лишь по отношению к конкретной человеческой потребности. Благо не существует само по семье, без того, кто в нем нуждается (так сказать, "потенциальное благо"). Ценность является единством объективного и субъективного. Диалектика этих двух противоположных сторон единого целого в случае с феноменом ценности носит сложный, опосредованный характер (и прежде всего в связи с усилением человеческого фактора, человеческого измерения ценностных отношений).
Это видно хотя бы уже из того, что в категорию ценности входит оценка, а также соответственно рефлексия, целеполагание, выбор, переоценка, Не только ребенок, но и взрослые люди могут не видеть, не замечать, не осознавать подлинные ценности жизни и, напротив, жить в погоне за ложными, иллюзорными, например, ценностями моды, диктата окружающей социальной среды и т. д. Ценность может сместиться и к другому, субъективному, концу, т. е. ценностью для человека может выступать нечто число иллюзорное, надуманное, не имеющее никакой материальной или духовной значимости с точки зрения каких бы то ни было объективных критериев. Это смещение ценностей к субъективной стороне в жизни отдельных индивидов, социальных групп и даже целых эпох бывает столь очевидно, что само понятие "ценности" первоначально появляется как характеристика субъективной сферы, аксиологического сознания.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.