logo search
555555_-_kopia_4

9.Учение Аристотеля о материи и форме.

Аристотель в Стагире- древнегреческий философ. Ученик Платона. . Именно Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже!" Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Учение о причинах:

1.Формальная-«то, что».(сущность вещи)

2.Материальная— «то, из чего».(субстрат вещи)

3.Действующая— «то, откуда».(мастер)

4.Целевая-«то, ради чего».(для чего совершается действие)

Бытие(по Аристотелю)- иерархичность форм,поднимаясь по лестнице форм,значение материи ослабевает, а форма возрастает:

-форма неживых предметов

-растительная

-животная

-человек(душв чел.)

-бог(перводвигатель)

Выделял в бытии два начала — материю и форму. Материя, с точки зрения Аристотеля, — это только субстрат, вещество, возможность существования вещей. Форма — движущее начало, «то, откуда движение». Материя не существует самостоятельно, в чистом виде. Она остается в состоянии небытия, отрицания, так называемой лишенности. Материя без движущего начала — формы — лишена жизни, энергии, целостности. Она еще не стала действительностью,

а остается только возможностью. Действительностью материя становится в ее связи с формой.

В реальных вещах оба начала бытия неразделимы: материя никогда не встречается в чистом виде, она всегда соединена с формой. Разделить их человек не в силах, но все движущее начало заключено только в форме. В «Метафизике» существование особого, отличающегося от

материи движущего начала поясняется примерами такого рода: «Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медь — причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь — изваяние, а нечто

другое есть причина изменения. А искать эту причину — значит искать некое иное начало, а именно, как бы мы сказали, то, откуда начало движения». Движение, по Аристотелю, — это процесс перехода потенциального бытия (материи) в актуальное, т. е. реально существующее,

это обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Форма — единственно активная сила, материя же пассивна, инертна, несамостоятельна. В этом понимании связи материи и движения явно преобладает идеалистический подход.