logo search
УСЁ

33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.

Самым значительным немецким философом начала 19 в. являлся Георг Фридрих Вильгельм Гегель. Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума.

Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность.

Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала. Наука логики составляет поэтому первую часть системы Гегеля. Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса. Итак, в своем развитии абсолютная идея воплощается в природе и пронизывает ее. Философия природы — вторая часть системы Гегеля. Применительно к природе Гегель фактически отрицает эволюционное развитие, а разнообразие природных форм он объясняет не как возникновение друг из друга, а как воплощение, в каждой из них в отдельности, абсолютной идеи. Третья часть системы Гегеля — философия духа. Философия духа — это учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. В процессе самопознания человек и общество совершенствуются, развиваются, преобразуются в соответствии с абсолютной идеей. Таким образом, философия Гегеля — это гимн разуму, духовности, творческим способностям человека. История человечества предстает как преодоления старого и победы нового, прогрессивного, как борьба взаимосвязанных противоположностей. Тем самым в философии Гегеля находит наиболее полное и всестороннее развитие диалектика (учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях), опираясь на принципы которой он применяет диалектический метод к познанию духовной жизни и материального мира. Именно диалектика волновала души юношей, стремившихся изменить мир, ибо она подтверждала преходящий, временный характер существующих порядков, позволяла сделать вывод о возможности и даже необходимости революционных скачков.