33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
Самым значительным немецким философом начала 19 в. являлся Георг Фридрих Вильгельм Гегель. Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума.
Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность.
Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала. Наука логики составляет поэтому первую часть системы Гегеля. Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса. Итак, в своем развитии абсолютная идея воплощается в природе и пронизывает ее. Философия природы — вторая часть системы Гегеля. Применительно к природе Гегель фактически отрицает эволюционное развитие, а разнообразие природных форм он объясняет не как возникновение друг из друга, а как воплощение, в каждой из них в отдельности, абсолютной идеи. Третья часть системы Гегеля — философия духа. Философия духа — это учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. В процессе самопознания человек и общество совершенствуются, развиваются, преобразуются в соответствии с абсолютной идеей. Таким образом, философия Гегеля — это гимн разуму, духовности, творческим способностям человека. История человечества предстает как преодоления старого и победы нового, прогрессивного, как борьба взаимосвязанных противоположностей. Тем самым в философии Гегеля находит наиболее полное и всестороннее развитие диалектика (учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях), опираясь на принципы которой он применяет диалектический метод к познанию духовной жизни и материального мира. Именно диалектика волновала души юношей, стремившихся изменить мир, ибо она подтверждала преходящий, временный характер существующих порядков, позволяла сделать вывод о возможности и даже необходимости революционных скачков.
- 5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.
- 8). Античный атомизм. Атомы, пустота, необходимость и случайность. (Демокрит и Эпикур)
- 13) Проблема государства и общества в философии Платона и Аристотеля.
- 14) Поиски этического идеала в философии эллинизма: скептицизм и стоицизм.
- 18) Схоластика Фомы Аквинского (аристотелизм, вера и разум, сущность и существование, доказательство бытия Бога)
- 19) Номинализм и реализм. Спор об универсалях.
- 23) Мыслители Возрождения о структуре вселенной ( Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)
- 24) Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм. Фр. Бекон о роли науки, значении философии. Методе познания и «идолах» познания.
- 33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
- 34) Фейербах о сущности религии. Критика христианства.
- 38) Позитивизм и его основные исторические формы. О. Конт.
- 39) Постпозитивизм. Т. Кун о структуре научных революций. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- 43) Естественнонаучное направление русского космизма ( Федоров, Чижевский, Вернадский)
- 44)Структура личности и взаимосвязь культурного и природного в философии фрейдизма и неофрейдизма.