logo search
Udovichenko_E_M_-_FILOSOFIYa_Konspekt_lektsy_i

1.7. Философия и идеология

Понятие и содержание философии и идеологии должны быть разведены в их действительном функционировании. Их нельзя считать совпадающими, хотя в историческом развитии они имели точки пересечения. В современном значении и понимании общим для них является только то, что и философия, и идеология – определенные концепции, системы идей, определяющие бытие в его теоретической форме. По своему конкретному содержанию и значению, способу функционирования, своей направленности – это совершенно различные типы отношения человека к миру.

Понятие "идеология" появляется в социальных теориях XVIII-XIX вв. Причем, это понятие в первоначальном определении имело мало общего с современным его пониманием. Впервые оно встречается в трудах де Траси, Кабаниса. В момент своего возникновения это понятие включало в себя систему методов воспитательного воздействия, основанных на изучении психолого-физиологических особенностей человека. Позже, понятие "идеология" приобретает более универсальное содержание и значение и разрабатывается как система идей, теоретически выражающих реальность и будущие перспективы общественного развития.

Особое значение и большое внимание разработке этого понятия уделял марксизм. В марксизме понятие идеологии как системы философских, религиозных, моральных, эстетических и политических взглядов было отнесено к сфере духовной деятельности и разрабатывалось как категория исторического материализма – марксистского учения о формах и перспективах общественного развития. С точки зрения марксизма, идеология – важнейший элемент, так называемой надстройки над экономическим базисом, который является ее основанием.

В идеологии в отличие от других форм духовной деятельности организующим началом или стержнем выступает классовый, политический или иной социальный интерес.

Идеологиями являются такие теоретические построения, которые претендуют на абсолютное знание путей и целей социального развития. Идеология – это теория, отражающая точку зрения определенных социальных групп, классов и их партий, следовательно, идеология является групповым, массовым сознанием. Личность в системе идеологии занимает подчиненное место по отношению к групповому сознанию. Поэтому в любой идеологии личный интерес – это ничтожно малая величина по сравнению с общественным интересом. Для идеологии – общественные интересы всегда выше личностных. Идеология претендует на абсолютную значимость, поэтому инакомыслие, свобода взглядов никак не приветствуются, является нонсенсом, изгоняются из конкретной идеологии всеми средствами и способами. Отсюда: нетерпимое, враждебное отношение идеологии и ее идеалов к другим воззрениям, к ее критическому переосмыслению. Основанием для такой враждебности и нетерпимости является превратно истолкованный социальный интерес, обожествленный с точки зрения отдельных групп, классов, партий. Причем, этот интерес часто субъективирован, представлен через теоретические доктрины профессиональных идеологов, вождей, руководителей партий и т.д. Можно считать, что идеология – это выражение группового, партийного эгоизма. Любая идеология претендует на абсолютно верное понимание всеобщего счастья и считает свою систему законченной и единственно правильной – истиной в последней инстанции. Философия не предъявляет таких жестких требований. Она представлена плюрализмом мнений и взглядов, вся ее история тому свидетельство. Свобода мнений и творчество индивида – ее суть.

Очень важным признаком для идеологии, в отличие от философии, является наличие социальных и политических организаций для поддержки идеологии. Существенным признаком многих идеологий является насильственное приобщение людей к социальной истине, на которую претендует любая идеология. История знает и религиозные, и националистические, и социальные примеры такого насильственного приобщения. Следовательно, у идеологии прямая связь с тоталитаризмом. Общественное развитие в условиях жесткой идеологии обязательно принимает тоталитаризированную форму. Философия не имеет никакой материализированной базы для своего функционирования.

Наиболее острое классовое содержание понятию "идеология" было придано последователями Маркса и Энгельса – большевиками (В.И. Лениным и его соратниками). Большевизм напрямую связал понимание идеологии с революционными целями и задачами "пролетариата". Философский фундамент такой идеологии был найден в диалектическом и историческом материализме. Марксизм в целом можно считать симбиозом философского материализма и пролетарской идеологии. Следует отметить, что философия может стать идеологией, выполнять ее роль, если начинает использоваться как выражение идеологических интересов. В случае с марксистской идеологией (и не только с ней, можно вспомнить средневековье, например) философия стала выполнять роль "служанки" этой идеологии.

В связи с крушением марксизма как господствующей идеологии во многих странах мира, современное ее понимание утратило марксистский смысл. Данное понятие сейчас используется как синоним политики и политической деятельности, партийных программ, определенных форм общественного сознания и пр., но никак не совпадает с содержанием и определением философии.

Все изложенные выше их различия чрезвычайно актуальны и сохраняют свое значение: философия – это философия: свобода мнений, критичность, творчество, индивидуальность, отсутствие корыстного интереса; а идеология – это идеология: единое мнение, зависимость, узкогрупповой интерес, претензия на абсолютную истинность, насильственное приобщение т.д.